Необходимость гуманизации обучения младших школьников
В детской среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в успехе. Все это весьма серьезные симптомы ухудшения нравственного и психического состояния школьников.
Но проблемы такого уровня в условиях непрерывно изменяющейся экономической ситуации не могут быть решены усилиями собственно системы образования, а тем более одного района, школы. Необходима мощная поддержка государства и совместные условия всех заинтересованных сторон.
Одним из ведущих принципов гуманизации является здоровый образ жизни. По данным Минздрава РФ, низкий исходный уровень здоровья, при котором 60% дошкольников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 10-15 % страдают хроническими заболеваниями, не позволяет им быстро адаптироваться к школьным нагрузкам и приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, а зачастую является причиной плохой успеваемости. Ученые отмечают, что на состояние здоровья детей влияет множество различных факторов, среди которых более 20% составляет внутришкольная среда.
Серьезный вопрос, связанный с необходимостью гуманизации образования - педагогический коллектив. Каким ему сегодня быть? У коллектива, думается, должна быть единая цель. Каждый учитель, как в оркестре, должен знать свою “партию”, чтобы “произведение” зазвучало. А.С. Макаренко еще в 30-е годы сказал, что лучше иметь в коллективе 5 посредственных воспитателей, объединенных общей идеей, чем десять талантов, которые тянутся в разные стороны[6].
Особенно важно это для учителей начальной школы. От общих взглядов учителей зависит многое: подготовка малышей к школе, комплектование первых классов, выбор дидактических систем, да и вся концепция развития школы. Учитель начальных классов сегодня оказался перед выбором огромного количества технологий, систем.
Понимая, что современная начальная школа не дает ощутимых результатов в развитии младших школьников, прочных осознанных знаний, учителя начали изучать и “внедрять” различные предлагаемые технологии, программы. В настоящее время развивающее обучение является основным в системе обучения. Выделяют 5 основных линий развивающего обучения, 5 учебно-методических комплектов.
I линия. «Начальная школа XXI века»
Разработана под руководством Виноградовой. Авторами учебников и методических пособий: Журова, Рудницкая, Евлокимова, Иванов, Кузнецова, Ефросинина.
II линия. «Школа 2100»
Разработали этот курс Буневич, петерсон, Вахрушев, Данилов, Пронина.
III линия. «Гармония».
Разрабатывали следующие авторы: Кубасова, Горецкий, Бетинькова, Истомина, Соловейчик, Конышева.
IV линия по системе Занкова
Этот курс составлен авторами: Нечаева, Полякова, Аргинская, Казаков, Дмитриева, Свиридова, Чутко, Родионова, Чуракова.
V линия по системе Эльконина-Давыдова
Составители: Чудинова, Пенкин, Некрасов, Александрова, Цукерман, Огаркова, Бугринин.
Гуманизация современного образования ставит и такой непростой вопрос, как проблема агрессивных, психически неуравновешенных детей. Откуда они? Сегодня таких детей порядка 20%[7], и их заставляют учиться по тем же программам, что “среднего” ученика. Но им природой этого не дано. Мы что-то можем скорректировать, но изменить природу человека невозможно. Ненависть к школе появляется не только у учащихся, которые не могут осилить школьные программы, но и у отличников, потому что зачастую им это удается за счет чувства долга, необходимости, а не интереса, внутренней потребности.