Сравнительная характеристика основных идей и принципов традиционного и гуманистического образования
Традиционное образование |
Гуманистическое образование |
Человек - средство |
Человек - цель |
Приобщение человека к науке и производству |
Приобщение человека к полноценной самостоятельной жизни в демократическом обществе |
Формирование знаний, умений и навыков |
Формирование механизмов саморазвития личности, познавательной активности |
Усвоение образца деятельности |
Опыт творческой деятельности |
Механизмы трансляции и репродукции |
Механизмы творчества |
Заранее запрограммированы все действия человека |
Имеет место спонтанное развитие, непредсказуемый скачок, инсайт |
Ориентация на среднестатистического обучаемого |
Учет индивидуальных особенностей |
Оценка результата деятельности |
Оценка свободы личности как самоактуализации и творчества |
Оценка с точки зрения историзма и классовости, социально-нормативных требований |
Оценка с точки зрения самой личности, из собственных оценок и ценностей |
Давление на личность через коллектив |
Свобода личности |
Фетишизация одной теории обучения |
Психология творчества |
Соответствие конечного результата цели |
Рассогласование цели и результата (могут быть разные результаты) |
В основе категория деятельности |
В основе категория взаимодействия |
Негативное отношение к части учащихся |
Позитивное отношение ко всем учащимся |
Стремление к коррекции поведения и личности |
Коррекция поведения и отдельных черт личности с сохранением целостности личности учащегося |
Универсальность требований |
Индивидуализация требований (нижний предел снижен, верхний высокий и разный) |
Раскрытие своих чувств, желаний делает и учащегося, и преподавателя уязвимыми и беззащитными |
Самораскрытие своего "Я" - признак сильной и здоровой личности |
Общение происходит в рамках стабильных ролей |
Постоянная смена ролей при общении |
Большую работу по гуманизации образования проводят сегодня педагоги начальной школы. На первый план они выдвигают развивающую функцию обучения, которая в полной мере может обеспечить развитие индивидуальности младшего школьника. Реализация этой задачи предполагает радикальное изменение как содержания начального образования, так и организацию учебно-воспитательного процесса. Эти изменения в начальной школе осуществляются учителями-новаторами в нескольких направлениях.