Организация учебного сотрудничества как основа гуманизации отношений школьников
новая трактовка индивидуального подхода;
формирование у детей положительной "Я Концепции".
Виды отношений в сотрудничестве на уроках.
Остановимся подробно на рассмотрении сотрудничества как многоаспектной системы отношений.
Рассмотрим следующий важный аспект отношений "ученик - ученик". В данном случае сотрудничество является и условием, и следствием для коллективных форм работ и коллектива.
При рассмотрении данного вопроса нам бы хотелось отметить методику тематического взаимодействия, разработанную Рут. О. Кон[13]. Она утверждает, что каждая личность взаимодействует со структурами, процессами и членами группы с одной стороны и с задачами, целями, проблемами темы с другой. Это взаимодействие базируется на признании мира чувств, личном мнении каждого человека и вере в способности к самоорганизации жизни и саморазвитию личности в процессе решения задач. Данная методика включает в себя личностно - ориентированный подход и основы для работы в процессе сотрудничества между учениками, а также выделяет важность саморазвития в процессе взаимодействия. Другое направление подразумевает сотрудничество в малых группах (cooperative learning) на уроках. Методы сотрудничества в малых группах, характеризуются гуманистической направленностью в педагогике. Обучение в малых группах получило широкое распространение в таких странах, как Германия, Нидерланды, Великобритания, Австралия, Израиль, Япония. В последнее десятилетие российские педагоги также внесли свой вклад в исследование работ в малых группах.
Важно установить основные особенности формирования малых групп. В их числе рассматриваются:
разные учебные интересы, знания, навыки и умения учащихся;
психологическая совместимость членов группы;
разнообразие социально - психологических характеристик;
в состав каждой группы должны входить ученики обоего пола;
взаимозависимость членов группы между собой;
личная ответственность каждого ученика не только за свои успехи, но и успехи товарищей и всей группы в целом;
особое внимание способам общения между членами группы (социальные аспекты обучения), которым специально обучают;
включение коллективных работ в системы контроля.
Общая оценка (часто описательного характера) состоит из контроля формы общения учеников и академических результатов работы школьников. Обсуждение детьми в конце занятия своего поведения и доступных результатов способствует совершенствованию сотрудничества.
Можно выделить 3 режима работы в командах:
1) коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми заданиями или проектами;
2) работа в подгруппах;
3) индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнение и обсуждение результатов.
Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них.
В педагогической литературе существуют разные подходы к определению оптимального количества человек в группе. Большинство авторов целесообразным разбить класс на группы в 2-3 человека. В составе такой группы должен быть сильный, средний и слабый ученики. Многолетние наблюдения показали, что группа из четырех человек обладает наибольшей работоспособностью и продуктивностью. Такая труппа наиболее удобна для внутригруппового общения. Организационные преимущества такого количества учащихся состоит в том, что такая группа легко трансформируется в две подгруппы, что способствует эффективной работе в парах. Как вариант, можно предложить следующий состав такой группы: один сильный ученик, два средних, один слабый (два мальчика и две девочки).