Заключение

Духовность личности - это сопричастность ее к миру как таковому во всех его проявлениях, отраженная в гуманистических идеях.

Выделим ряд показателей духовного развития личности: сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому, способность оказывать помощь другим людям: жажда улучшения окружающей жизни, активное содействие такому улучшению, размышления о вечных проблемах жизни, о смысле жизни, самосовершенствование личности.

Психологическим механизмом формирования духовности личности является "вочеловечение" явлений окружающей действительности, расценивание явления с позиции жизни человека, основывающейся на Добре, Истине, Красоте.

Наука, искусство, философия, мораль, творческий труд выступают в качестве средства духовного развития личности. Но сами по себе средства не обеспечивают духовного развития. Они становятся фактором лишь при условии ориентации на человека.

Духовное развитие младшего школьника начинается там и только там, где есть ориентация на "другого человека" как такового, где учитывается "другая жизнь" как такая же ценностная, как твоя собственная.

Там же, где отсутствует гуманистическая ориентация на другого человека, не может быть духовности.

Гуманизация отношений в школе выступает первым элементом в системе совершенствования духовного развития младшего школьника.

Она заключается в следующем:

§ установление в школе в качестве традиционных норм доброжелательного, приветливого отношения к каждому человеку;

§ внедрение в школьный быт элементарных норм этикета как естественных для культурного современного человека;

§ соблюдение принципа уважения к человеку вне зависимости от его возраста, положения, способностей, должности, обеспеченности;

§ признание достоинств каждого человека и особенностей его, достойных уважения;

§ развитие доброты и заботливости по отношению к малышам, дружелюбия и расположенности по отношению к старшеклассникам, почтительности и деликатности по отношению к взрослым и старикам;

§ формирование коллективизма, развитие дружбы, воспитание взаимных отношений ответственной зависимости;

§ развитие сознательной дисциплины как воплощение высокого уважения к людям, позволяющим им быть свободными в достижении высоких качественных результатов предметной деятельности.

Гуманитаризация школьного образования на первоначальном этапе работы производится через введение в учебную программу гуманитарных дисциплин. В качестве такой дисциплины может выступать, например, этикет, изучение основ здорового образа жизни, краеведение и т.д. Их преподавание может быть обеспечено силами самой школы. Об успешном введении основ этикета для младших школьников свидетельствует педагогический опыт автора работы.

Предметно-вещный материальный мир, отчужденный от человека научно-техническим прогрессом и социальным неравенством людей, должен предстать перед ребенком одухотворенным, наполненным социальным значением и личностным смыслом, а каждый предмет - как носитель человеческого духа, творчества, усилия и отношения. Надо приучать детей видеть в предметном мире следы человеческой души и средства для духовной жизни - только тогда возможно формирование уважительного и заботливого отношения к материальному достоянию общества, личной собственности человека, но самое главное – друг к другу.

[1] Национальная доктрина образования в РФ. - М.,2001. С. 15.

[2] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 13-14.

[3] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 15-16.

[4] Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М., 2001. С. 13.

[5] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 27.

[6] Основы педагогического мастерства / Под ред. Зязюна И.Я. - М., 1989. С. 44.

[7] См.: Селевко Г.К. Взгляд на проблему // Народное образование. - 1997. №9. - С.28.

[8] Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М., 1999. С. 19.

[9] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 31.

[10] Там же, с. 33.

[11] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 1996. С. 45.

[12] Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. С. 81-110.

[13] См.: Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. - М., 2001. С. 71-74.