Дидактические правила
Формально дидактика (от греческого didasko — учить, доказывать, объяснять) определяется как отрасль педагогики, исследующая научные основы обучения и образования. Другое определение дидактики — теория обучения — также характеризует ее как науку о способах и методах целенаправленного процесса приобретения или/и передачи знаний. Важным моментом в этом определении является указание на необходимость организации специальных условий для передачи знаний. Эти условия реализуются в ходе функционирования системы образования, элементами которой являются семья, дошкольные и школьные учреждения, вузы и другие институты образования.
Одна из важнейших заслуг Дистервега в том, что он создал дидактику развивающего обучения, сформулированную в законах и правилах. В его книге “Руководство к образованию немецких учителей”, вышедшей в 1835 г., приводится обобщающая система дидактических правил, направленных на обеспечение наглядности и доступности материала обучения, сознательности усвоения знаний, заинтересованности и личной активности учащихся в процессе обучения.
I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.
1.Обучай природосообразно, 2.Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека 3.Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно! 4.Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно. 5.Обучай наглядно. 6.Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более легкого к более трудному, от известного к неизвестному. 7.Веди обучение не научным, а элементарным способом. 8.Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же предмета, по возможности разносторонне, и именно: связывай знание с умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не сделается достоянием подсознательного течения его мыслей. 9.Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить. 10.Заботиться о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили. 11.Не муштровать, не воспитывать и образовывать для данного случая, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования. 12.Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой. 13.Считайся с индивидуальностью твоих учеников.
II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.
1.Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и законами развития ученика. 2.Задерживайся, главным образом, на изучении основ. 3.При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних. 4.Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части. 5.Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допускай существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной мере. 6.Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее. 7.Связывай родственные по содержанию предметы. 8.Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот. 9.Считайся при выборе метода обучения с природой предмета. 10.Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне. 11.Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета. 12.Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.