Введение
Ничем не оправданное выхолащивание нашей школы на протяжении многих лет привело к резкому снижению уровня общей культуры и воспитанности выпускников школ и, следовательно, общества в целом. В век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с вопиющей неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные навыки на практике.
Поэтому основным направлением развития школы сегодня является поворот обучения к человеку. Школьный курс содержит довольно сложные предметы, такие как математика, физика, химия и другие, которые не всем даются легко, и как следствие этого - потеря интереса к обучению.
Не все дети одарённые в математическом смысле. Конечно знания, умения и навыки, безусловно, нужны, но в меру. Для особо способных детей существуют специальные программы, имеются факультативы, кружки, но речь сейчас не о них. Путей достижения психологической комфортности в обучении математики существует немало. Наиболее актуальным на данный момент является внедрения технологий гуманитаризации в обучение математики. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным, т.е. более понятным, близким ребёнку, усиление практического и прикладного аспектов в её преподавании. Это означает, что в обучении математике акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции, чувства прекрасного.
Предметом исследований данной работы мы избрали технологию гуманитаризации.
В последнее время очень многие исследователи работают над выявлением гуманитарного потенциала математики как науки (Л.П. Бестужева, Н.Н. Костин, Е.С. Петрова, Т.А. Корешкова, Н.Ф. Усынина, А.Н Чалов и др.), отдавая предпочтение либо истории, либо художественной литературе, либо поэзии, либо философии, т.е. различным составляющим общей культуры.
Так А.В. Дорофеева обосновывает тезис о том, «что история математики помогает формированию мировозрения учащихся». Причем, по её мнению, «элементы истории математики привлекают школьников, склонных к гуманитарным наукам» и отстающих учащихся. На сегодняшний день, данный тезис представляется актуальным с точки зрения привлечения внимания школьников различных способностей и интересов к математике как науке.
Исследования К.В. Лавринович охватывают не только историю, но и другие области человеческого познания. Так исследователь раскрывает необходимость «включения «других искусств»» в содержание математического образования. Под термином «другие искусства» понимается использование поэзии, истории, картин известных художников и т.п. на уроках математики.
В. Гачев считает, что познание целого невозможно без познания частей, поэтому негуманитарные и гуманитарные науки следует не просто рассматривать в контексте культуры, важно отыскивать взаимосвязи «между двумя колоссальными, самостоятельными системами внутри культуры, т.е. осуществлять привод и перевод математики, её проблем, задач, языка – на сюжеты гуманитарной культуры, на язык её образов, символов, мифов, категорий».