Введение.
Актуальность темы. Для ребенка естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится тем, кто он есть. Без зоркости к внутреннему содержанию действий ребенка деятельность учителя обречена на безнадежный формализм. Наблюдения за работой многих классных руководителей показали, что нравственное воспитание в школе имеет именно такой, формальный характер: добиваясь от учащихся форм поведения, внешне, результативно отвечающих моральным нормам, определенным правилам поведения, учитель, не зная мотивов, по которым эти правила выполняются детьми, на самом деле ничего не знает о личности учащегося.
Анализируя научную литературу по этому вопросу, мы не обнаружили сколько-нибудь его систематического освещения, хотя многими авторами некоторые аспекты нравственного воспитания рассматривались.
Собственно, вышеописанное и обусловило выбор данной темы для исследования, объектом которого являются мотивы нравственного поведения младших школьников; предметом – деятельность классного руководителя по их формированию.
Анализ состояния вопроса в теории и практике позволил сформулировать гипотезу: повысить эффективность работы по формированию мотивов нравственного поведения можно, если выполнять следующие условия:
§ знать уровень психической зрелости ребенка;
§ знать особенности мотивационной сферы младших школьников;
§ стимулировать нравственное поведение учащихся;
§ использовать разнообразные методы и приемы.
Цель исследования: выявить основные методы и приемы, повышающие эффективность работы по формирования мотивов нравственного поведения учащихся.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены основные задачи:
· проанализировать понятия мотива, мотивации, нравственного поведения;
· изучить особенности мотивации нравственного поведения младшего школьника;
· проанализировать методы формирования мотивов нравственного поведения;
· проверить гипотезу в опытной работе.
Важнейшими источниками исследования являются:
§ научная литература по психологии и педагогике;
§ педагогические журналы «Начальная школа» и «Педагогика»;
§ «книги для учителя»;
§ пособия по педагогике и психологии для студентов вузов;
§ межвузовские сборники научных трудов по проблеме нравственного воспитания.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая включала следующие методы исследования:
§ изучение литературных источников,
§ наблюдение за работой учителей начальных классов,
§ беседы с завучем и учителями,
§ анкетирование.
Положения, выносимые на защиту: педагогическими условиями эффективной работы по формированию мотивов нравственного поведения являются:
§ знание уровня психической зрелости ребенка;
§ знание особенностей мотивационной сферы младших школьников;
§ стимулирование нравственного поведения учащихся;
§ использование разнообразных методов и приемов в работе.
Для проверки гипотезы количественному и качественному анализу были подвергнуты 42 анкеты учащихся 3-их классов.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка изученной литературы (36 источников). Объем работы 36 страниц печатного текста.