Введение

Хотелось бы выделить два уровня проблем одаренности: одаренный ребенок в семье и в обществе.

С первыми проблемами сталкиваются родители вскоре после рождения одаренного ребенка. Его повы­шенная активность доставляет родителям массу не­удобств: проблемы со сном (такие дети спят, как прави­ло, значительно меньше обычных детей), с едой и т. д. делают жизнь родителей достаточно непростой. Затем начинаются трудности, связанные с повышенной по­знавательной активностью одаренного малыша. Такая активность имеет много неприятных последствий: сло­манные телефоны и электроприборы, разобранные ча­сы и швейные машинки—все, что попадается под руку одаренному ребенку, может стать предметом его нена­сыщаемого любопытства. Эта черта вызывает неудо­вольствие родителей.

Психологам в их практической деятельности часто приходится сталкиваться с подобными вопросами. Основная проблема одной из семей заключалась в том, что 6-летняя девочка до­ставляла родителям много хлопот своим постоянным любопытством: в доме не осталось не одного прибора, которого бы не коснулась рука ребенка. Но последнее, что переполнило чашу терпения родителей, был мотор грузового автомобиля (отец девочки работал шофером грузовика), который ребенок почти полностью разо­брал. «Откуда только силы взяла, чтобы открутить гайки, ведь я их так сильно затягивал», — сокрушался отец. Родители сообщили психологу, что они перепробовали все средства воздействия и теперь просто наказывают девочку за каждую сломанную вещь, однако и это не помогает. Что же делать в подобных случаях? Ответ на этот вопрос можно найти в книге К. Тэкэкс.

Среди других проблем, волнующих родителей ода­ренных детей, — бесконечные вопросы, которые задают эти дети, а также (и это особенно часто) трудности, ко­торые возникают у одаренных детей на ранних этапах школьного обучения. Дело в том, что, как правило, у одаренного ребенка достаточно рано формируется зона его особых интересов. На школьные предметы, ко­торые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у одаренного ребенка просто не остается ни вре­мени, ни желания.

Другой уровень проблем, которые выделяет К. Тэкэкс, — одаренный ребенок и общество. Централь­ный пункт этой проблемы—антиинтеллектуализм, распространенный в обществе. Фетишизация «обыкно­венного», «среднего» человека, недоверие к «умни­кам» — все это, по мнению К. Тэкэкс, пронизывает аме­риканское общество. Но разве наша действительность не пронизана антиинтеллектуализмом? Соответственно, проблемы как самих одаренных детей, так и их родите­лей часто оказываются сходными.

Основное следствие антиинтеллектуалистских уста­новок — стремление многих родителей видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не толь­ко родители, но и сами одаренные дети, для которых главным становится не выделяться, не выглядеть «бе­лой вороной». Все это крайне отрицательно сказывае­тся на их самооценке, а в конечном счете на формиро­вании личности. Сверстники и учителя ощущают по­стоянное интеллектуальное давление со стороны та­лантливых детей, те же в свою очередь чувствуют не­доброжелательность и недоверие со стороны окружаю­щих. Как преодолеть эти проблемы, как помочь ода­ренному ребенку, как развивать его способности? всему этому посвящена первая книга, написанная К. Тэкэкс.

Конечно, многие идеи К. Тэкэкс могут показаться неприемлемыми или даже непонятными нашим чита­телям. Мне кажется, что в любом случае ее богатый практический опыт работы с одаренными детьми вызо­вет интерес у читателя.

Перейти на страницу: 1 2