Элементы интеграции русского языка с изобразительным искусством и трудовым обучением.
(дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул: деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки, на нём сидят.
Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает, лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.
- Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?
- Да.
- А собачек все видели?
- Да.
- Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и стул.
(Дети рисуют).
- Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие края, ножки у стула?
- Ровные.
- Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак необходимо пользоваться ножницами при вырезании.
(Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью ножниц).
Дети вырезают стульчик.
- А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами? Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).
- Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания (Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек пушистыми, красивыми. (Дети работают).
- А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите отличия стула и собачки.
Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление. Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и неодушевлённые. Упражнение проверяется).
- Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию. Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?
- Нужно раскрасить.
- Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула? Собачки? (дети объясняют свои выбор. Закрашивают).
- Ну, вот, сейчас осталось только наклеить.(Составляется аппликация. На фон наклеиваются детали).
- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились. Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный рассказ мы повесим в нашем классном уголке.
Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.
На этом урок заканчивается.
Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно. При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук. При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к одушевленным, а какие к неодушевлённым.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены возможные варианты интегрирования русского языка с другими предметами. Были приведены конспекты интегрированных уроков, а в некоторых случаях только их фрагменты.
Во всех рассмотренных выше вариантах интегрирования главным предметом выступал русский язык.
В следующем параграфе в такой же последовательности раскрываем сущность интеграции предметов, главным среди которых будет выступать чтение.