Введение.
Для традиционной начальной школы разработано для всех четырех классов пять курсов: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.
Как уже говорилось выше, в каждом курсе полностью реализуется обязательный минимум содержания начального общего образования. Программа “Зеленый дом” А.А. Плешакова
имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости, любознательности и, вместе с тем, способности овладевать теоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья являются одной из ведущих содержательных линий и поэтому представлены достаточно широко. Основные курсы дополнены факультативами “Экология для младших школьников” и “Планета загадок”, что позволяет полнее учитывать интересы и способности детей, обеспечивать более широкую и разнообразную деятельность учащихся по изучению и охране среды. Программа “Зеленый дом” получает развитие в основной школе, где создан новый учебный курс для 5 класса, обеспечивающий переход к изучению естественно-научных дисциплин (биология, физика, химия и др.)
В 1998 году на основе обязательного минимума содержания начального общего образования разработана примерная программа “Окружающий мир”, рассчитанная на количество часов, отводимое на изучение образовательного компонента “Окружающий мир” в инвариантной части Базисного учебного плана (М.: Дрофа, 1998). Программа содержит примерный объем знаний и не разделена по классам, что позволяет разработчикам вариативных программ по своему усмотрению выстроить логику и структуру изучения данного образовательного компонента, не нарушив при этом требования минимального содержания.
Таким образом, примерная программа служит как ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов, так и создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.