Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Интегрирования предметов как инновационная форма работы в школе» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной школы №7 города Октябрьского.

Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и предусматривала три этапа:

1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников

2 этап – Содержание формирующего эксперимента

3 этап – формирование активизации учебно – познавательной деятельности учащихся.

На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и определены следующие уровни:

1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присещей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен

2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности

3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью.

Было проведено анкетирование с целью определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности.

Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

- смотреть телевизор

- заниматься спортом

- делать домашнее задание

- читать книги

- ходить в школу

- играть с ребятами на улице

- решать разные задачи

- заниматься в кружке

- ходить в кино

- работать на уроке

- рисовать

- ездить за город

- играть в настольные игры

Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у большинства преобладает второй уровень.

4 «А» - 53% (контрольный класс)

4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)

Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету (профессор Н.В. Кузьмина)

Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу.

Учебный предмет  

Отношение ученика

Люблю эти уроки

Хочу заниматься этим предметом

Не хочу заниматься этим предметом

Совсем не люблю этот предмет

Заставляют заниматься

Не дали ответ

Всего баллов

Русский Язык

Математика

Чтение

Природоведен

Физкультура

Рисование

Музыка  

             

р.я. – русский язык

м. – математика

ч. – чтение

п. – природоведение

ф. – физкультура

р. – рисование

муз. - музыка