Понятие дистанционного образования. Его перспективы.
Дистанционное обучение - сравнительно новый термин в американском высшем образовании. Хотя заочное обучение насчитывает уже свыше ста лет истории, ДО как термин в обиходе не более десяти лет. Некоторые считают, что ДО - это не особый подход к обучению, а, скорее, отражение глубинных течений и изменений образовательной парадигмы. В этом смысле ДО как термин служит лишь ярлыком этих изменений. Уже через несколько лет этот ярлык канет в небытие, поскольку механизм новых отношений и новых технологий уже запущен, и они вскоре неминуемо сольются с основным потоком процесса развития образования.
В настоящее время ДО и высшее образование находится в процессе адаптации к происходящим в обществе изменениям. Новые техноинфраструктуры начинают определять суть образовательной среды так же, как когда-то упор на учебную аудиторию и кампус привели к понятию учебного времени. Назревает переосмысление роли образования, теперь менее зависимого от географического положения и более - от интересов профессиональных сообществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Эта же тенденция выразится в ближайшем будущем в массовой переработке учебных программ. Новые технологии ДО прекрасно подходят для оценки успехов обучаемых «по результатам», а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Таким образом, дистанционное образование третьего поколения наделит учащихся возможностью быть автономными познающими субъектами, значительно изменит привычные отношения учитель-ученик. Более того, новые технологии, среды и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений, действиям в неопределенных проблемных ситуациях, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение. Все это может стать реальностью с внедрением методов ДО.
Можно указать несколько возможных стратегий развития ДО.
1. Учебным заведениям следует начинать думать о ДО в терминах взаимодействия между учебными заведениями, а не в терминах конкретных программ. Это потребует новых подходов к разработке программ, поскольку ДО в состоянии распространиться за пределы различий между очным и заочным обучением и даже подготовкой и переподготовкой кадров.
2. Учебным заведениям надо продумать организацию и управление развитием ДО с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных программ. Потребуются новые организационные подходы по мере развития ДО от односредового к многосредовому.
3. Учебным заведениям необходимо определиться с целями и перспективами ДО, определить учебные, технические и административные цели ДО и ответить на вопросы:
· какие учебные программы выиграют от внедрения ДО?
· насколько глубоко следует внедрять ДО?
4. Учебным заведениям следует разработать модель своего взаимодействия. Она должны отражать потенциальные отношения со средней школой, техникумами, с бизнесом и промышленностью, а также другими учебными заведениями региона, всего государства и других стран.
ДО вышло из прошлого десятилетия как серьезный претендент на изменение всего высшего образования. Глубина этого изменения определяется тенденциями в использовании технологий, в пересмотре отношений между учебными заведениями, между учебными заведениями и учениками, в появлении новых видов деятельности внутри учебными заведениями. Нынешняя обстановка предлагает учебным заведениям небывалую возможность для создания такой образовательной среды, где технологии будут прежде всего сориентированы на потребности учащихся.