Компьютерные телекоммуникации - перспективная технологическая основа дистанционного образования.
Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, - обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе каждой школы. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она
· стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
· повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
· расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи;
· делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
От обычной почты электронную отличают три особенности:
1) подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы, делает процесс подготовки более творческим и быстрым;
2) отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;
3) быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.
Простые телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя классами учащихся под непосредственным руководством учителей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки. Сложные длительные проекты, в которых участвуют десятки и сотни классов, требуют участия в проектах координаторов и методистов, руководящих ходом телекоммуникаций, добивающихся согласованности содержания и сроков отправки корреспонденции. Большие проекты проводятся в специализированных учебных компьютерных сетях (США, Канада, Великобритания и т.д.).
Компьютерное дистанционное обучение (КДО) применяется для решения широкого спектра образовательных задач, например:
· в университетах, специализирующихся на заочной форме обучения (например, в British Open University при изучении курса «Введение в информационные технологии»);
· в университетах, использующих как очную, так и заочную форму обучения (New Jersey Institute of Technology и New York Institute of Technology (США));
· в программах для лиц, желающих получить дополнительное образование (Connected Education и Nova University (США), Deakin University (Австралия), Tele-Universite du Quebec (Канада));
· в учебных заведениях, где студенты могут выбирать очную или заочную форму обучения по отдельным курсам (Ontario Institute for Studies in Education);
· в традиционных учебных заведениях, где КДО может по желанию студента являться одной из форм общения с преподавателем или методистом (University of Guelph (Канада), Lancaster University (Великобритания);
· в международных проектах, объединяющих учащихся средних школ или студентов высших учебных заведений (например, Kidnet);
· при проведении социальных программ, связанных с образованием (например, National Telecomputing Network, Big Sky Telegraph (США)).
В России учебные компьютерные сети еще не развиты, и в настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты - как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся. Во многих школах Росии имеется опыт следующего использования электронной почты:
· для обмена опытом педагогов, проводящих различные учебные курсы;
· для обмена между учащимися коллективными сообщениями следующих типов: