Модели обучения в дистанционном образовании.
Термин «дистанционное образование» обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что некоторые или все обучаемые и преподаватели пространственно разделены. Как и все типы образования, различные модели дистанционного образования строятся на основе главных компонент процесса обучения:
· изложение предметного содержания;
· взаимодействие с преподавателями;
· выполнение практических заданий.
Каждая модель дистанционного образования использует технологии, тем или иным образом воздействующие на эти компоненты.
Различные модели дистанционного обучения отличаются не только используемыми ими технологиями, но и степенью управления и ответственности преподавателя и учащихся. В некоторых моделях, преподаватели и учебное заведение сохраняют свои функции полного управления процессом обучения как в случае традиционной системы классного обучения. В других случаях управление обучением переходит к обучаемым.
Ниже представлены три модели дистанционного образования. Конечно, они не отражают всех возможных подходов к дистанционному образованию. Однако, они отражают два крайних случая и середину на континууме от управления обучением преподавателем к управлению самим учащимся.
А.
МОДЕЛЬ РАСПРЕДЕЛЕННОГО КЛАССА
имеет место в тех случаях, когда интерактивные телекоммуникационные технологии распространяют курс, рассчитанный на один класс, на группы студентов, находящихся в разных местах. Типичный результат - смешанный класс, который объединяет традиционно обучаемых и дистанционных студентов. Учебное заведение и деканат контролируют успеваемость.
Характеристика данной модели:
· Занятия включают в себя синхронные коммуникации; студенты и преподаватели должны находиться в определенном месте в определенное время (по крайней мере раз в неделю).
· Количество участников варьируется от одного до пяти и более; чем больше количество участников, тем выше техническая, логическая и познавательная сложность.
· Учащимся удобней организовать свое учебное место дома или на работе, чем находясь в учебном заведении.
· Учебные заведения способны обслужить небольшое количество студентов, находящихся в том или ином месте.
· От студентов и преподавателей ускользает мимика и другая не вербальная информация, важная в процессе обучения.
Б.
МОДЕЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
освобождает студентов от необходимости находиться в определенном месте в определенное время. Студенты обеспечиваются набором материалов, включающим изложение курса и подробную программу, и получают возможность обращаться к сотруднику факультета, который осуществляет руководство, отвечает на вопросы и оценивает работу.
Контакт между студентом и методистом достигается путем использования телефона, компьютерных конференций, электронной и обычной почты.
Характеристики:
· Не проводятся занятия в классе: студенты обучаются самостоятельно, следуя подробным инструкциям программы.
· Студенты взаимодействуют с методистом и иногда с остальными студентами.
· Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время.
· Материалы курса используются в течение нескольких лет и, как правило, являются результатом структурированного процесса разработки, в который вовлечены создатели курса, эксперты и специалисты по средам обучения. Эти материалы являются общими для всех методистов.
В.
МОДЕЛЬ ОТКРЫТОЕ ОБУЧЕНИЕ + КЛАСС
включает в себя использование печатного изложения курса и других средств (например, видеозаписей или компьютерных дисков), которые позволяют студенту изучать курс с наиболее приемлемой скоростью в сочетании с интерактивными телекоммуникационными технологиями для организации общения студентов внутри дистанционной группы.
Характеристики:
· Представление содержания курса происходит через печатные издания, компьютерные диски или видеозаписи, которые студенты могут изучать в любое удобное время, индивидуально или в группе.
· Материалы курса используются более одного семестра и отличаются для каждого преподавателя (например, видеозапись его лекций).
· Студенты периодически собираются вместе для проведения занятий с участием преподавателя. При этом используются интерактивные технологии (в соотвествии с моделью распределенного класса).
· Занятия в классе проводятся для того, чтобы студенты могли обсудить и уточнить основные понятия, получить навыки решения задач, групповой работы, выполнения лабораторных работ, моделирования и других прикладных исследований.