Теоретическая часть.
К вопросу о применении домашних экспериментов автор вспоминает то, как ему довелось помогать ученику 9-го класса в подготовке к лабораторной работе “Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника” [3]. Там предлагается измерить период колебаний и длину подвеса маятника, затем подставить полученные данные в формулу, преобразованную из формулы для периода колебаний математического маятника. Что мешает провести эту работу дома? Часы с секундной стрелкой есть, сантиметр тоже. Подвесили груз (коллекционную машинку) на нити, длиной около двух метров в проеме двери. Измерили период колебаний, посчитали. Результат превзошел все ожидания, совпадая с табличным значением ускорения свободного падения с точностью до сотого знака! Случайность, повезло - все верно, но просто страшная для школьника работа на лабораторной в классе превратилась в интересное занятие дома, которое заняло не более получаса. Автор считает, что лабораторные работы такого рода (не требующие специальных приборов и оборудования) школьники вполне в состоянии выполнить самостоятельно. Тогда при сравнении своих результатов с результатами одноклассников или с табличными значениями дети яснее поймут и прочувствуют (тут им может сильно помочь учитель) откуда берется погрешность, почему получаются разные результаты и т.д. Некоторым ученикам может прийти в голову как усовершенствовать установку для получения более точных результатов. Тут дети вплотную подойдут к творческому поиску. Это положительно скажется на их развитии.
При измерении ускорения свободного падения мы пользовались описанием лабораторной работы из учебника “Физика-9” (авторы И.К.Кикоин, А.К. Кикоин) которое, безусловно, сильно помогло. Практическая часть данного диплома как раз и состоит из набора описаний опытов, отвечающих соответствующим требованиям, которые могут быть предложены учителем школьникам для проведения в домашних условиях.