Значение Ушинского в развитии педагогики

К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России.

Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью.

Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. Недаром же на памятнике его есть такая надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела об их ходят вслед за ними".

И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох .

И. П. Деркачев, симферопольский учитель:

"Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей - многие труженики народного образования долго и с любовью будут вспоминать его плодотворное дело".

Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского:

"Если весь славянский мир гордится И. А. Коменским, Швейцария - Песталоцци, Германия - Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский".

Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог:

"И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения".

В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР:

"Согласно календарю Константин Дмитриевич Ушинский - человек девятнадцатого века. Но благодаря общественно полезной деятельности он живет и в наш век".

Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц-зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии его имени получают студенты, премии и медали его имени присуждаются ученым.

Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.

Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится.

Пусть же неумолчно звучит для нас и сегодня его добрый, искренний, чистый голос .

"Человек рожден для труда . Сознательный и свободный труд один способен составить счастье человека . Наслаждения являются лишь сопровождающими явлениями . Богатство растет безвредно для человека только тогда, когда вместе с богатством растут и духовные потребности человека . Труд - лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть воспитателем человека .

Но труд потому и труд, что он труден, а потому и дорога к счастью трудна ."