Особенности взросления женщин
Определения юности и «психосоциального моратория» ориентируются преимущественно на типичные (профессионально нацеленные) мужские биографии: юность рассматривается, как время подготовки к квалифицированной работе, которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. В развитии женщины едва ли возникает подобная ситуация. Поэтому специфически женский ход взросления обычно не рассматривали или же считали его вариантом, а во многих отношениях противоположностью развитию мужчины.
Формальное равенство игнорирует половые различия в условиях существования. Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы, что вытекает из особенностей их функций при продолжении рода, и в основном соответствуют сложившимся в европейской традиции полоролевым стереотипам. Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным. Важнейший аспект женской роли — привязанность к семье и домашнему хозяйству. В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего хозяйства для женщины утратило абсолютный характер.
Работа ради заработка, по крайней мере, в какой-то определенный период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то время как ее «семейная фаза» сократилась, в том числе и вследствие уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватым внешними и внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к сопереживанию и т. д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и т. п. Девушки недостаточно подготовлены к разрешению подобных конфликтов.