Уровни учебных результатов в профессиональной подготовке и глаголы для их описания

Из зарубежной практики профессиональной подготовки известно четыре уровня учебных результатов (и, соответственно, целей обучения):

1. ознакомление (discovery) — знакомство с основными понятиями и процедурами в данной предметной области;

2. освоение основ (literacy) — следующий уровень, предполагающий способность пересказать (описать) основные понятия и процедуры в данной предметной области;

3. овладение (fluency) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области;

4. полное усвоение, мастерство (mastery) — успешное применение основных понятий и процедур в данной предметной области, а также помощь другим учащимся в закреплении и освоении знаний и умений.

Примеры глаголов для описания этих уровней.

Освоение основ:

определить классифицировать отобрать

описать дать определение перечислить

назвать идентифицировать рассортировать

Переход от освоения основ к овладению:

подобрать обнаружить подвести итоги

различить отличить дать обзорное описание

Овладение:

дополнить применить упорядочить

собрать составить создать

сочинить сравнить завершить

провести расчёт вычислить провести

сконструировать сопоставить изобрести

упорядочить решить соотнести

перевести предсказать обслужить

упростить оценить систематизировать

модифицировать обсудить отрегулировать

переработать проверить продемонстрировать

интерпретировать заменить дать рекомендацию

схематизировать спланировать спроектировать

Переход от овладения к полному усвоению (мастерству):

анализировать оценить диагностировать

отредактировать проверить критиковать

иллюстрировать руководить формулировать

экстраполировать объяснить дать совет