Знакомство детей старшего дошкольного возраста с экзотическими плодовыми комнатными растениями
Программное содержание к серии занятий по ознакомлению детей с экзотическими комнатными плодовыми деревьями.
Познакомить детей с тем, что все растения появляются из семян; семена находятся в плодах; многие плоды мы употребляем в пищу: овощи, фрукты, ягоды, грибы.
Познакомить детей с экзотическими комнатными плодовыми растениями:
лимонное дерево
апельсиновое дерево
гранат
финиковая пальма
ананас
кофейное дерево
а) родина
б) польза и их использование
в) уход за растениями
Расширять и обогащать словарь детей: семена, плоды, кислый, горький, кисло-сладкий.
Прививать любовь и желание вырастить дома экзотические растения и ухаживать за ними.
Занятие 1
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о растениях, о том, как они растут. Каждый день мы ходим по улицам, гуляем в парке, выезжаем на дачу, в лес и везде нас окружают разные растения. В поле мы радуемся красоте цветов и разнообразию трав, лес дарит нам тень и прохладу деревьев и кустарников, в огороде собираем урожай овощей, а в саду — фруктов. И все это растет на планете Земля.
— Как вы думаете, из чего появляются растения? (Из семян, семечек).
— А где же у растения находятся семена? (В плоде).
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, в плоде, но не у всех. У овощей, которые растут на грядке, плод находится в земле, а семена образуются после цветения в ботве (в зелени). Вспомните, о каких овощах мы говорили?
Ответы детей: (морковь, репа, редька, редис, свекла)
— А у помидора, огурца, кабачка, патиссона где находятся семена? (в плоде)
Уточняю ответы:
— Сначала растение зацветает, а потом появляется плодик, а в нем семена.
— Какие фрукты вы помните?
Дети перечисляют.
— Молодцы, у всех этих семена находятся тоже в плодах. Много на свете ягод, вспомните, какие вы знаете?
После ответов детей спрошу:
—А что такое ягода? (плод) Как вы думаете, где у ягод находятся семена? (в плоде, ягоде) А вы знаете, что арбуз — это тоже большая ягода? Предложу детям поиграть в игру «Загадай — мы отгадаем»
Занятие 2
Начну занятие со слов:
— Сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Какие комнатные растения есть у нас в группе? Чем они отличаются по внешнему виду?
Выслушиваю ответы детей, обобщаю:
— Правильно, есть растения древовидные и травянистые. Эти комнатные растения живут в комнате у них нет плодов. А какие растения дают плоды? Какие фрукты вы знаете? Где растут фрукты? (в саду). А могут ли они расти в комнате? Как вы думаете, почему не могут? Есть ли такие плодовые растения, которые растут и на улице, и в комнате?
После ответов детей, обобщаю:
— Вы верно сказали, что фрукты дают плоды, и растут они на высоких деревьях. Поэтому они не могут расти в помещении.
А сейчас я загадаю вам загадку:
Очень я люблю его,
Он кислей всего-всего!
Желтый они, продолговатый,
Очень-очень ароматный!
Вы правильно отгадали, конечно это лимон.
А растет ли у кого-нибудь дома лимон? (Алеша, Сережа)
Из чего вы его вырастили? (из семечка)
Верно. Я сейчас расскажу вам о лимоне. Лимон — вечнозеленое небольшое дерево с колючими ветками, листья у него продолговатые.
А где растет лимон в природе? В какой стране?
Родина лимона Юго-восточная Азия, растет он в горах. В нашей стране выращивают лимоны на Кавказе. У меня дома тоже растет деревце лимона, но оно почему-то плохо растет, и листочки опадают. Может я плохо за ним ухаживаю? Что нужно делать, чтобы оно было зеленым и хорошо росло?