Игровые методы обучения
Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать.
Организация игровых форм обучения проходит в двух направлениях:
Использование игровых элементов на уроке.
Урок – игра.
Игровые элементы.
Цель: ввести в урок творческие задания игрового характера.
Формы деятельности |
Решаемые задачи |
Организация экспедиций в пещеру древнего человека на Олимп в страну пирамид в древнегреческий театр в хижину средневекового крестья-нина на пир феодала путешествие на ярмарку в Шампань Урок-игра (сюжетно-ролевые игры) крестики-нолики пресс-конференция: с участниками крестовых походов с участниками великих геогра-фических открытий с жителями средневекового города заседание городского совета средневекового города конкурс рисованных фильмов урок-игра в форме суда (над историческими деятелями) |
Эмоциональный настрой на получение знаний. Умение строить диалог. Создание образного представления о посещаемом месте. Получение конкретных знаний через личное ощущение. Цель: через разнообразие игровых ролей, игровых положений дать воз-можность выхода самоактуализации, возможности самоконтроля, самоорга-низации, самооценки учащихся. Задачи: 1.Умение работать со словарем. Умение ориентироваться в истори-ческих знаниях, с целью подобрать нужный исторический факт, иллюстрирующий определенный исторический момент или факт. Умение и навык работы в библиотеке: Составление библиографии конк-ретного вопроса. |
Библиографическое описание книги, журнала, статьи.
Правильное составление заявки на литературу, работа с каталогами.
Работа с различными источниками исторических знаний: учебной литературой, документами, художественной и политической литературой.
Отбор нужной информации.
Умение защищать и отстаивать (аргументировано) свою позицию, точку зрения.
Участвовать в дискуссии, вести диалог по-деловому и в конкретной форме.
Формировать артистические способности учащихся, их умение заинтересовать слушателей той или иной проблемой, которую они излагают.
Умение грамотно, лаконично и ясно задать вопрос.
Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:
Предварительной подготовки. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
Обязательна констатация результата игры.
Компетентное жюри.
Обязательны игровые моменты не обучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т.д.) для переключения внимания и снятия напряжения.
Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Диагностика выявляет отношение к предмету. Учащимся были предложены анкеты с целью выявления отношения к истории. Вопрос: какие предметы тебе нравятся изучать, а какие не нравится? Положительный ответ в отношении истории дали 86% учащихся. Анкеты позволяют сделать вывод о наличии комфортной ситуации на уроках истории и об интересе к этому предмету для большинства учащихся. Вторая анкета была направлена на выявление предпочтительных форм работы. Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на уроке.
По графику видно, что среди различных видов методов обучения в процентном отношении лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что детям нравится отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по крайней мере, частично-поисковый уровень познавательной деятельности.