Виды и назначения игрушек для детей от рождения до 4-х лет
Дети разного возраста неодинаковы в своих требованиях к технической грамотности той или иной игрушки. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значения для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым.
Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.
Почему-то, некоторые считают, что техническая не должна отличаться внешним видом, а только механизмом. Б. Бродский сказал: «Каждая игрушка без исключения должна радовать ребенка своим внешним видом, яркостью, декоративностью, оригинальностью. Игрушки потому и делают художники, что каждая из них – произведение искусства, воспитывающее в ребенке художественный вкус, влияющий на его эмоциональный тонус и, в конечном счете, формирующее его будущее эстетическое мировоззрение».
В чем же искусство технической игрушки? Чем она отличается от модели, сувенира? Между ними действительно много общего: в синтетичности художественных образов, приемах, средствах.
В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему – она приспособлена к действию с ней.
Иногда психологи и педагоги считают, что игрушка, предназначенная для сюжетной игры, должна быть обрезной. Ее художественный образ должен давать лишь обобщенное представление о предмете.
Техническая игрушка для сюжетных игр должна быть выполнена в едином стиле с другими игрушками. Особенности игрового действия влияют на конструкцию технических игрушек. Так, автобус должен вмещать пассажиров - кукол. Рука ребенка должна проходить в окно, дверь или через крышу, которую для этих целей делают съемной.
Игры с техническими игрушками у детей старшего и младшего дошкольного возраста существенно отличаются. Так, если малыши учатся играть в соответствии с назначением игрушки, то старший дошкольник предпочитает управлять движением, действовать с игрушкой.
Технические игрушки разнообразны: без механизмов, с ручным управлением, заводные с инерционным механизмом и, наконец, с микроэлектродвигателями. Они распределены по возрасту.
Ну а как относятся малыши к игрушкам, отображающим наш быт (утюги, посуда, мебель и пр.)? Эти игрушки по предпочтению вышли на третье место. Например, ребенка очень увлекает игрушечный столик, сервированный кухонный, столовой и чайной посудой. Значит, наборы этих предметов будут прекрасным подарком для девочек 2,5 – 3 лет. В игре с бытовыми игрушками перед ней открываются большие возможности: приготовление еды, мытье посуды, уборка ее в шкафчик и т.д. Вот уж когда мама сумеет в действиях дочки узнать себя, оценить свою собственную домовитость, аккуратность и хозяйственность! Придется воочию убедиться, что дитя – ваше «зеркало».
В строительный материал можно играть бесконечно. «Строительные игры» ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.