Методы и средства
1. Педагогическая пятиминутка (диалог-рефлексия по поводу только что пройденного этапа урока).
2. Воспроизведение листа опорных сигналов.
Обобщая сказанное, структуру учебного процесса в целом можно представить следующим образом:
Таблица 2.9.
Структура учебного процесса
Структурные этапы процесса усвоения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Изучение нового материала на уроке (20—25 мин.) |
Рассказ учителя. План: а) б) в) |
Учащиеся пассивно воспринимают новую информацию. В меру необходимости отвечают на вопросы учителя. |
После краткого рассказа учитель создаёт учебные группы (2—4 учащихся), которые должны прочитать часть параграфа, выделить смысловые части текста и определить структуру каждой смысловой части. Для того чтобы организовать эту ученическую работу, учитель проводит инструктаж. |
Один учащийся из учебной группы является старшим. Он регламентирует групповую работу. | |
После окончания этой учебной работы учитель фронтально проверяет результаты ученической деятельности. Учащиеся, которые правильно справились с заданием, ставят оценки в индивидуальную карточку учёта знаний. |
Учащиеся активно участвуют в проверке классного задания. | |
За 3—5 мин до окончания урока учитель даёт домашнее задание и проводит обстоятельный инструктаж, как его выполнять. |
Учащиеся слушают и записывают домашнее задание. | |
Самостоятельное выполнение домашнего задания. |
Учащиеся изучают соответствующий параграф учебника и подготавливают ответ к логическим заданиям. | |
Громкий проговор урочной темы в начале следующего урока. |
Учитель-учащийся заблаговременно создаёт учебные пары. В начале урока осуществляется краткий инструктаж. |
Ученик рассказывает учебный материал урочной темы учащемуся-учителю. После проговора учитель проверяет знание урочной темы по вопросам, после чего он выставляет оценку учащемуся в индивидуальную карточку учёта знаний. |
Фронтальное повторение урочной темы, повторение узловых вопросов учебной темы и всего курса. |
Учитель-учащийся проводит фронтальное повторение в форме беседы. Логические задания составлены на разных уровнях мыслительных усилий. Основное количество вопросов предназначено для организации текущего повторения, а остальные — для тематического и итогового. Положительные оценки, которые были объявлены учителем-учеником, выставляются в индивидуальную карточку учёта знаний. |
Учащиеся активно участвуют в повторении. |
Педагогическая минутка. |
Учитель-учащийся выполнил свои обязанности. Роль ведущего берёт на себя комментатор. |
Учащиеся обсуждают, как вёл первую половину урока учитель-учащийся. Комментатор руководит этим процессом, опрашивает учеников и делает сам замечания. |
Воспроизведение ЛОС. |
Ещё в начале урока специально выделенные учащиеся повесили на доске ЛОС (прошлой и настоящей урочной темы). Вот почему учителю достаточно только сказать: «Приступили». |
Учащиеся в тетрадях «ученик-учитель» начинают по памяти воспроизводить ЛОС урочной темы, которую они изучали дома. Если кто-то из учащихся забыл что-либо из ЛОС, он может поднять руку и ему учитель разрешит посмотреть. |
Более подробное описание этой технологии найдёте в книге С. Д. Шевченко «Школьный урок: как научить каждого». — М., 1991 г.