Значение природоведческих игр в развитии учащихся.
В теории и практике применения игр в учебном процессе придается большое значение этой форме организации деятельности детей.
Прежде всего игра для ребенка - важный источник информации об окружающем мире.
Кроме того, игра, поскольку это порождение деятельности, посредством которой ребенок пытается преобразовать действительность, изменить мир, помогает формированию и проявлению потребности ребенка воздействовать на окружающий мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности. Разрешение какой-то определенной задачи в игре связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. В игре дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам; упражнять память, внимание; проявлять сообразительность, находчивость, а главное - обретают вкус к учебной деятельности.
При проведении игр следует отметить:
- ребенок, прошедший в школьном детстве через игры, более подготовлен к творческой деятельности;
- игра, ее форма должна быть доступна детям по содержанию, соответствовать их уровню развития;
- яркая наглядность способствует проведению игры;
- игровой и занимательный материал должен быть разнообразен, иметь тесную связь с изучаемым материалом по теме.
Игры развивающего характера эффективны в использовании в учебной и внеурочной деятельности в начальной школе. В игре ребенок раскрывает себя и делает первые шаги к установлению взаимоотношений с педагогом и сверстниками; закрепляет нормы общения в коллективе; играя, ребенок вступает в мир человеческих действий и отношений, приобретает необходимые знания, умения и навыки.
Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:
1. Не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника умения учиться;
2. Осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение; ребенок должен сознательно прийти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.
Понимая, какие функции должна выполнять игра в школьном обучении, учитель может проверить, удачно ли он использовал игру на уроке в том или ином конкретном случае.
Игра способствует свободному развитию личности ребенка в целом, обогащает его внутренний мир, определяет направление его интересов.
Неоценима роль игр в сенсорном развитии учащихся. Они способствуют развитию наблюдательности, творческих способностей, изобретательности, самоутверждения, настойчивости, стремления к успеху. Особая роль игр заключается в возможности безболезненного перехода ребенка из игровой в учебную деятельность, что и является ведущей задачей начального этапа обучения.
Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность не только по-новому преподнести научные знания, но и значительно расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о тех или иных природных явлениях, развития у учащихся интереса к изучению природоведения. Она дает возможность детям в увлекательной, яркой, игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания. Уроки с применением игр становятся радостными, увлекают учеников, подталкивают к поисковой деятельности, ставят перед задачей решить проблемную ситуацию, найти самостоятельное решение. Систематическое включение занимательного материала в уроки, помогает не только обогатить, разнообразить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на окружающий мир. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности- любителя, охранника природы.
Разработка, организация и проведение игр учителем совершенствуют его профессиональные качества.
В процессе разработки и проведения игры, педагог приобретает дополнительный запас новых знаний; умение планировать предполагаемые в игре действия; распределять во времени психическую нагрузку, сопряженную с сюжетом игры. Тем самым система развивающего обучения, принятая конкретным педагогом, обогащенная собственными идеями и новообразованиями в различных областях и, в частности, в области игровой деятельности, совершенствуют личность самого педагога.