Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881 гг.)
Идея общечеловеческого воспитания лежит в основе взгляда Пирогова на принцип школьной системы. Он был за создание внесословного, бесплатного и обязательного образования на начальной его ступени. Такая система должна сочетать общечеловеческое воспитание и образование. Вершина общечеловеческого воспитания - классицизм в неогуманной форме
(древние языки, родной язык, история, математика). Предлагается отказ от ранней специализации.
Двухлетняя начальная школа предлагала традиционный набор дисциплин:
# Закон Божий
# чтение
# письмо
# счет.
Обучение предполагалось вести во все времена года, широко использовать наглядность и соединение обучения с ремесленным трудом. Далее две ветви среднего образования - реальная и классическая. Каждая ветвь состоит из двух звеньев: прогимназия и гимназия. Срок обучения в реальной прогимназии составлял четыре года. Преподавалось:
# Закон Божий
# русский язык
# алгебра
# арифметика
# геометрия
# два новых языка
# история
# география
# естествознание
# черчение.
Принимали без испытаний. Выпускники могли продолжить обучение в реальной гимназии, классической прогимназии.
Классические прогимназии состояли из четырех классов. К программе реальной прогимназии добавляли:
# древние языки. Эти прогимназии готовили к поступлению в классическую гимназию и университет.
Реальная гимназия предлагала выбор дисциплин сообразно местным потребностям. Выпускники могли идти в высшие технические учебные заведения.
Классические гимназии предлагали наибольшее число, тщательно и глубоко изучаемых предметов. Выпускники могли поступать в университеты.
Пирогов выступал за расширение женского образования, но с применением ограничений масштабов такого образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Предполагалась подготовка педагогов, профессуры, научных работников. Преподавание в университете должно иметь общечеловеческую направленность (быть узкоспециализированным). Пирогов настаивал на необходимости автономии университетов, уменьшения платы за обучение, семестровой системы обучения и пр. «Воспитание позволяет при решении роковых вопросов самопознания созреть и окрепнуть внутреннему человеку». Пирогов представляет либерально-буржуазное направление, но укрепил революционно-демократическое направление.