Иоганн Фридрих Гербарт(1746-1841 гг.)
Родился в Ольденбурге, был профессором философии в Кенигсберге и Реттингене.
Первый педагогический труд И. Гербарта был посвящен творчеству И.Г. Песталоцци Важнейшие педагогические сочинения Гербарта: «Первые лекции по педагогике», «Общая педагогика» и другие работы отличались рациональностью. Гербарт видел в педагогике, в первую очередь, методологический инструментарий. Вследствие этого он стремился к выявлению «тезисов основоположений»,а также основных условий эффективности учебно-воспитательного процесса. Гербарт отвергал крайности как, эмпирической так и философской педагогики. Он настаивал на суверенности педагогической науки. Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этика и психология. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления. Во главу угла процесса воспитания ставилось волеизъявление личности. Этот нравственный процесс в идеале должен соответствовать пятиглавным критериям:
# внутренняя свобода
# совершенствование
# благожелательность
# законность
# справедливость.
Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о развитии всех способностей человека. По Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения этой гармонии (задачи воспитания):
· Управление,которое поддерживает порядок и уничтожает природную, первобытную необузданность, через это питомец входит в сферу разумной человеческой свободы. Меры: занять воспитанника настолько, чтобы не оставалось свободного времени, надзор, приказания, запрещения, авторитет.
· Обучение
должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.
· Нравственное воспитание (дисциплина)
всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и привести его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переход желания в дело. Нравственно развивать характер - значит предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.
Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую "естественную последовательность"
учебного процесса в виде формальных ступеней. Были определены четыре ступени:
# Ясность(активность учителя - преподнесение учебного материала)
# Ассоциации(возникновение ассоциаций у учащихся - активность учащихся)
# Система(приведение знаний в систему - активность учителя)
# Метод(применение знаний на практике - активность учащихся).
Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Тут воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8 -10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучались элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали: арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями. Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.