Методические рекомендации.
В процессе анализа стихотворного произведения необходима и работа над его выразительным чтением.Важно посвятить ей особый этап урока - желательно с установкой на заучивание всего стихотворения или его отрывка. Работая над выразительным чтением, хорошо показать школьникам, что большая часть стихотворения может остаться в памяти на самом уроке, если быть внимательным читателем, вслушиваться и вдумываться в поэтические строки. Последнее чтение стихотворения на уроке должно быть особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его, ощущение праздничности.
Е.В.Карсалова также уделяет внимание и заучиванию стихов наизусть. По её мнению дети не любят заучивать стихи, т.к. они это делают неправильно. В связи с этим автор предлагает следующие советы:
«Никогда не учите стихи построчно.
Внимательно прочитайте стихотворение, лучше вслух, два-три раза, стараясь передать настроение, вдумываясь в смысл и звучание отдельных строк.
После этого закройте книгу и попробуйте прочитать стихотворение наизусть. Сразу выяснится, что уже запомнилось. Восстановите забывшееся в первом четверостишии, несколько раз его прочитайте, добиваясь выразительности чтения.
Присоедините к первому четверостишию второе, сверясь с текстом. Таким образом выучите стихотворение целиком.
Два-три раза прочитайте его полностью вслух при закрытой книге.
Обязательно повторите стихотворение вечером или утром следующего дня.» (19,23)
Здесь же находим и рекомендации относительно домашнего задания (если задано выучить стихотворение наизусть). «Не стоит злоупотреблять проверкой домашнего задания на одном уроке, лучше с этой работы начать несколько следующих, напоминая о необходимости повторять стихотворение.» (19,24).
Активизации восприятия лирического произведения также способствует музыка. Это связано с природой самого литературного рода лирики. Музыка помогает создать атмосферу искусства на уроке, помогает переключить сознание учащихся с математики и русского языка на высокий строй поэзии. Но, как верно заметила Е.В.Карсалова при условии строгого и тщательного отбора музыки.
В.П.Медведев в своей работе «Изучение лирики в школе» высказывает мысль, что «задача учителя не в том, чтобы найти дубликат лирическому образу (каждое художественное явление неповторимо), а в том, чтобы через сопоставление глубже раскрыть природу лирического стихотворения. Этим определяется и отбор художественных произведений. Тематическая близость далеко не всегда может служить критерием отбора. Необходимо, чтобы рассматриваемые произведения были близки по своему образному строю, стилю, настроению.» (27,185).
В.П.Медведев предлагает несколько форм такой работы. «Прослушивание музыкальных произведений на вступительных занятиях позволит настроить учащихся на определенную музыкальную волну». На этом этапе работы он предлагает обратиться к инструментальной музыке и либо совсем отказаться от музыковедческих комментариев, либо ограничиться указанием на характер музыки и основные музыкальные темы. Выбор музыкального произведения зависит от содержания стихотворения. Другая форма применения музыки, по В.П.Медведеву, - мелодекламация, чтение стихов на музыкальном фоне. Особенно большое значение при изучении лирики имеет обращение к романсам на стихи поэта. Есть стихотворения, которые так слились с музыкой, что без неё их трудно представить. Е.В.Карсалова предлагает при последнем чтении стихотворении на уроке обратиться к музыкальной интерпретации стихотворения - романса на стихи поэта. «После прослушивания уместны вопросы: удалось ли композитору передать то настроение, которое выражает автор стихотворения? Совпадают ли поэтическое и музыкальное произведения по чувству, эмоциональному настрою»(19,24).