Методологическая база работы
В соответствии с выбранной темой и поставленными задачами, методология данной работы базируется на
следующих
принципах
:
системного анализа, в основе которого лежит наблюдение над лирическим произведением с точки зрения специфики и функциональности его элементов;
интерпретации как основополагающего принципа герменевтики, предполагающего расшифровку и перевод смыслов и символов художественного произведения на язык объективного знания;
компаративного анализа, применяемого в данной работе как к собственно художественным высказываниям, так и к методическим разработкам;
метод экстраполяции психологических исследований возраста старшеклассников (работы И.С. Кона, Р.С. Немова, А.В. Петровского и др.) в сферу их практического применения.
Новизна работы
заключается в рассмотрении темы «Модернизм» сквозь призму одного идейно – художественного направления (акмеизм), в конкретизации данного феномена и особенностях его применения
теоретических знаний с точки зрения практикующего педагога.
Практическая значимость заключается в описании механизма анализа лирического произведения, в моделировании темы, в возможности использования материалов в практике преподавания курса в 11 классе общеобразовательной школы.
В работе представлены все необходимые материалы для проведения уроков по теме «Акмеизм» в 11 классе: планирование уроков, конспект урока - лекции, тексты произведений для анализа, схема анализа,
примерный анализ стихотворения, указатель имен, словарь понятий по теме, библиография.
В связи с этим практическая часть может быть полезна начинающим педагогам и интересна опытным преподавателям.
Апробация работы проводилась с 17.09.01 г. по 28.10.01 г. на базе 11 класса гимназии №2 г. Вологды.
Структура работы
Индивидуальный творческий проект состоит из:
- введения, где дается, во-первых, общее представление о работе (актуальность проблемы, объект и предмет работы, методологическая база, значимость исследования), а во-вторых, - методического обоснования выбора темы (анализ основных программ по литературе и методической литературы по вопросам изучения лирического произведения и, в частности, темы «Акмеизм»);
психолого-педагогического обоснования работы, где выявлены особенности психического развития старшеклассников, сделана попытка выбрать педагогические приемы и методы с учетом этих особенностей;
главы о своеобразии лирики как рода литературы, в которой мы представили общие подходы к изучению лирического произведения, рассмотрели внутреннюю логику его анализа, определили трудности при изучении лирического произведения в старших классах;
- практической части, где нами предлагается примерный план анализа стихотворения, возможный вариант анализа, планирование трех уроков по теме «Акмеизм» и план-конспект одного урока;
заключения, где подводятся итоги проделанной работы, намечаются пути дальнейших исследований в области данной проблемы;
приложения, состоящего из текстов стихотворений для анализа, словаря понятий, указателя имен, библиографии.
Объем работы:
55 страниц, список литературы содержит 32 наименования.