Методическое обоснование работы
Тема «Акмеизм» изучается в 11 классе обзорно и в монографических темах. В программах для общеобразовательных учреждений данная тема представлена с небольшими вариациями в разделе «Серебряный век русской поэзии». Такие авторы, как Г.И. Беленький, Т.А. Калганова,
В.Я.Коровина предлагают изучение этой темы обзорно с разбором избранных стихотворений (на материале произведений Н. Гумилева).
В.Г. Маранцман в разделе «Литература 30-х годов» обзорно рассматривает жизнь и творчество Осипа Мандельштама, а в разделе «Литература 40-х годов» - Анны Ахматовой.
В программе Т.Ф. Курдюмовой осуществляется принцип вариативности, т.е. учителю предлагается самому варьировать предложенную программу. Здесь же, в разделе «Серебряный век русской поэзии» к рассмотрению
предлагается проблема традиций и новаторства в литературе начала века (на примере изучения стихотворений «Капитаны», «Мои читатели», «Дон Жуан», «Старый конквистадор», «Озеро Чад», «Отвечай мне, картонажный мастер» Н. Гумилева и стихотворений М. Цветаевой).
Довольно интересной, на наш взгляд, является программа А.Г. Кутузова. В разделе «Декадентство в русской литературе на рубеже XIX-XX в.в.» представлены наиболее яркие литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Акмеизм рассматривается как национальная форма неоромантизма. При изучении лирики Н. Гумилева предлагается сделать акцент на эстетическом совершенстве его поэзии, показать героический и жизнеутверждающий пафос его поэзии («Капитаны», «Сонет», «Дон Жуан», «Шестое чувство», «Заблудившийся трамвай»). В ранней поэзии А. Ахматовой предлагаются к рассмотрению такие дефиниции как психологизм («Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью») и стихотворная форма («Сероглазый король»).
Программа С.Ю. Баранова предполагает изучение данной темы в разделе «Литература русского модернизма» и предлагает рассмотреть более широкий круг авторов. Наряду с произведениями Н.Гумилева, А.Ахматовой - стихи О. Мандельштама, С.Городецкого, М.Кузмина. Программа имеет определенные преимущества по сравнению с вышеуказанными: при работе с ней не возникает необходимости составлять указатель литературоведческих терминов, заниматься поиском необходимой литературы – все это представлено в программе.
Проанализировав данные программы по литературе для общеобразовательных школ, мы пришли к выводу, что все методисты предлагают изучение темы «Акмеизм» обзорно, отводя на это 1-2 академических часа (в одной из последних программ 2001 г. под ред.
В.Я. Коровиной дается 1 час). В конечном итоге количество уроков определяется спецификой школы, класса, интересом учителя и учащихся к теме, годовым планом самого учителя.
Думается, что обзорное изучение данной темы вполне уместно. В обзорных темах дается характеристика литературной и культурной жизни страны в определенный исторический период; они расширяют кругозор учащихся, учат рассматривать взаимосвязь явлений.
Перед учителем при изучении подобных тем стоят следующие задачи:
- образовательные:
1) воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода;
2) выявление традиций и новаторства в развитии литературы,
3)знакомство с творчеством и отдельными произведениями представителей данного периода;
4)формирование ассоциативного мышления учащихся в сфере художественной культуры;
- воспитательные:
1) воспитание эстетического вкуса учащихся;
- дидактические:
1) создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений;
2)формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно ориентироваться в литературе определенного периода.
Все эти задачи должны решаться при изучении темы «Акмеизм» в 11 классе.