Классификация уроков
Существуют различные подходы к классификации уроков. В зависимости от того, какие признаки и стороны урока берутся за основу, выделяют различные типы занятий.
Н.И. Кудряшев в работе «Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы» выделяет три типа уроков:
уроки изучения художественных произведений;
уроки изучения основ теории и истории литературы;
уроки развития речи.
Уроки могут быть классифицированы по основной дидактической цели, реализуемой на уроке (классификация М.А. Данилова, И.Т Огородникова). Они выделяют следующие типы:
- уроки первоначального усвоения нового материала;
уроки комбинированные;
уроки закрепления изученного материала;
уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала;
уроки проверки и оценки знаний.
В нашей работе мы использовали практически все типы уроков.
В преподавании литературы нашла свое применение типология форм уроков, принятая в дидактике.
И.К. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов:
уроки в виде лекций;
уроки в виде беседы;
уроки-экскурсии;
киноуроки;
уроки самостоятельной работы учащихся;
уроки с разнообразными видами лекций;
лабораторные занятия.
Мы предлагаем использование урока-лекции с сообщениями учащихся и урока самостоятельной работы.