Уроки изучения лирики

Цель семинарского занятия – это формирование умения самостоятельно трудиться, искать решение проблемы, всесторонне раскрывая свои качества. Часто урок данного типа строится на сочетании фронтальной беседы с дискуссией.

Урок-семинар должен представлять собой сочетание следующих этапов:

организационный момент,

постановка цели,

выдвижение проблемы и ее обсуждение,

обобщение знаний и определение домашнего задания.

4)Урок-дискуссия

На уроке ставится острый проблемный вопрос, связанный с восприятием лирического произведения и его анализом, при ответе на который возможны различные точки зрения. На протяжении всего урока происходит обмен взглядами между участниками. С помощью дискуссии учащиеся приобретают новые знания, учатся отстаивать собственное мнение. Одно из важных условий эффективности такой формы урока – предварительная и основательная подготовка к нему учащихся как в содержательном (накопление необходимых знаний), так и в формальном (выбор формы изложения знаний) отношении. Дискуссии помогают упорядочить содержание уже известного материала, закрепить его и привнести новое понимание данного вопроса.

Весьма полезны дискуссии и в воспитательном значении. С их помощью учитель может выявить особенности темперамента, памяти, мышления учащихся, их поведения.

В книге И.П. Подласого «Педагогика» (25; 343) предлагается памятка участнику дискуссии, которую можно использовать при проведении подобного рода занятий.

5)Урок-концерт

Структурная особенность урока – это программа концерта. В отборе и порядке следования стихов необходимо тематическое единство.

Большое значение при данной эмоционально-образной форме имеет музыка и живопись. Данный тип урока особенно эффективен при работе над произведениями современной русской поэзии, а также на этапе заключительной работы по творчеству поэта (см. 10).

6)Урок-композиция

Он строится как литературный монтаж, соединяющий смысловое и художественное целое стихотворения, факты биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников. Цель композиции - высветить личность художника, чтобы глубже понять его творчество. Такая форма рекомендуется при изучении трепетных и эмоциональных тем в творчестве поэта. Данная эмоционально – образная форма урока рассматривается в книге Карсаловой Е.В. «Стихи живые сами говорят»

(см.10).

По содержанию

мы выделяем следующие уроки:

1) Урок-«монолог»

Так иногда называют учебное занятие, когда в центре внимания учителя и класса – всего одно стихотворение. Это урок углубленного анализа лирического произведения.

2)Урок изучения основ теории литературы

На данных уроках даются основные литературоведческие понятия, которые связаны с анализом лирического произведения. Обработка последних может стать основой так называемых уроков-тренингов, уроков-практикумов.

3)Урок работы над критическим материалом

Учащимся предлагаются для обсуждения критические материалы разных исследований, посвященных различным аспектам анализа лирического произведения.

Предложенная классификация дает возможность учителю, во-первых, найти форму, адекватную субъективным представлениям учителя об избранном материале; во-вторых, жанровое многообразие уроков соответствует задаче культуросообразности образовательного процесса: предполагает проведение урока об искусстве в формах самого искусства.

Проанализировав вышеизложенную классификацию уроков, мы пришли к выводу, что одним из уроков при разработке нашей темы должен стать урок-лекция.

Перейти на страницу: 1 2