Приемы анализа лирического произведения
На уроках литературы в старших классах при анализе лирического произведения могут быть использованы такие приемы
:
по вопросам, предлагаемым учителем;
по схеме анализа для самостоятельного разбора;
с привлечением критических и литературоведческих статей;
с использованием межпредметных связей;
сопоставление различных вариантов конкретного стихотворения одного автора;
компаративный анализ двух стихотворений с одинаковыми мотивами разных авторов;
компаративный анализ идеи стихотворения и живописного произведения;
«интертекстуальный (сравнение данного стихотворения с предшествующей традицией)» (3; 4);
сопоставление различных точек зрения авторов критических и литературоведческих статей по поводу одного лирического произведения;
составление словаря стихотворения и т.п.
Термин «приемы анализа» по отношению к лирике нуждается в оговорке, поскольку анализ лирического произведения индивидуален, и порой представляет собой смешение методов и приемов. Методику урока, на наш взгляд, прежде всего определяет художественное своеобразие произведения. В этом смысле текст является главным методическим пособием учителя.
«Традиционный анализ художественного произведения в масштабах «темы», «проблемы», «идеи», «образов» не приближает школьников к его осмыслению, а делает его формальным, отдаляет от жизни художественного текста. Эти понятия важны, но, как и в случае с научной литературой, лучше «идти» к ним, а не от них, чтобы они стали естественным обобщением размышлений» (32; 15).
Намерение и концепция, направляющие анализ, могут быть различными. Однако, «в любом случае главная задача анализа – выявление наиболее существенных смысловых элементов, темы и идеи стихотворения» (31; 13).
Существуют определенные аспекты анализа лирики:
жанровый аспект;
композиционный аспект;
индивидуально-авторский («вслед за автором»).
А.В.Белова в статье «Имманентный анализ поэтического текста» рассматривает имманентный анализ в противопоставлении его контекстуальному. «Имманентный анализ – не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Анализ интертекстуальный – учитывающий сторонний материал: подтекстовые отсылки к другим стихам, черновые варианты, оригиналы для переводов и объекты для пародий…» (3; 3).
Имманентными в большей мере являются формальный анализ, структурный и так называемое «медленное чтение». « В школьном варианте имманентный анализ – это, прежде всего, анализ, не выходящий за пределы материала данного стихотворения. Он может быть реализован в условиях как формального, так и структурного анализа, равно как и в условиях «медленного чтения». В основе «медленного» чтения – статарный принцип, остановка: читатель делает остановку после каждой фразы (строки, строфы) для того, чтобы понять, какую она дала ему новую информацию и как перестроила старую».
Важным условием для реализации задач имманентного анализа является осознание особенностей поэтического текста в отличие от прозаического.
В ходе такого анализа обнаруживается тема и основная мысль поэтического текста. Обычно учащиеся смешивают понятия темы и идеи. В таком случае учителю важно объяснить, что в поэтическом тексте существуют понятия: «про что» и «о чем» в отношении темы. Идея же – это определенный ракурс рассмотрения темы.
К имманентному анализу поэтического текста приходятся обращаться на уроках литературы и в средних, и в старших классах.
Независимо от выбранного аспекта анализ должен иметь внутреннюю логику.
Началом работы над лирическим произведением может быть повторение изученного ранее. Цель этого этапа – проверить знания учащихся, систематизировать и закрепить их.