План - конспект урока по литературе___________________________
тема:
Акмеизм и акмеисты
цели урока:
образовательная -
дать представление о литературном течении акмеизм, познакомить учащихся с его основными представителями;
воспитательная – вызвать у учащихся интерес к изучаемому литературному течению, его представителям через рассказ об их творческой судьбе, через их стихотворения, воспитывать грамотного читателя;
развивающая – развивать у учащихся навык конспектирования лекции, развитие эмоциональной отзывчивости.
тип урока:
лекция с сообщениями учащихся.
методы
: - репродуктивный (лекция);
эвристическая беседа;
исследовательский (сообщения учащихся).
эпиграф
к уроку
: «Акмеизм – это тоска по мировой культуре»
(О. Мандельштам).
4.4. План – конспект урока по теме «Акмеизм и акмеисты»
Этапы урока, Время |
Тип урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Домашнее задание |
Заметки по ходу урока |
Организационный момент (1,5 мин) |
Лекция с сообщениями учащихся |
Учитель озвучивает тему, цель, предлагает ход урока. |
Слушают, записывают тему урока. |
Прочитать в учебнике Агеносова в разделе «Модернизм» главу об акмеизме. Трое учащихся готовят небольшие сообщения (5 мин.) о жизни и творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой, О.Мандельштама |
Перед уроком необходимо посмотреть сообщения учащихся |
2.Слово учителя, изложение нового материала (15 – 20 мин.) Вопрос классу |
Литературное течение акмеизм возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в начале ХХ века «Башню» Вячеслава Иванова. 1911 год – возникновение литературного объединения «Цех поэтов» в Петербурге. – Что можно сказать о названии объединения? Каковы ваши ассоциации со словом «цех»? Литературная группа строилась по модели средневековых мастеровых цехов, синдиками (главами) избраны С. Городецкий и Н. Гумилев, секретарем – А. Ахматова. Членами являлись: Георгий Адамович, Владимир Нарбут, Осип Мандельштам и другие. На одном из собраний «Цеха поэтов» Гумилев и Городецкий провозгласили программу своего литературного направления, которое должно было сменить символизм. Сущность нового течения сводилась к следующему – отказ от мистики символистов, безусловное принятие действительности. Вспоминает Анна Ахматова: «Заговорили о необходимости отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя. Слова «расцвет», «цветение» были избраны новым поэтическим ориентиром. Тут же стали рыться в словарях и набрели на греческое слово «вершина» («acme»). Так родилось слово «акмеизм». Сергей Городецкий акцентировал внимание на другом значении этого слова – «острие». Он говорил, что «акмеизм, как стрела проходит сквозь туман к чистому воздуху грядущей поэзии». Было предложено и еще одно название – « адамизм». Поэты считали, что современный человек должен уступить место «новому Адаму», с его первобытно-звериными ощущениями, незамутненными культурой, со свежим взглядом на мир. Характерно, что наиболее авторитетными учителями для акмеистов стали поэты – символисты: Михаил Кузмин, Иннокентий Анненский, Александр Блок. Об этом нужно знать, чтобы не думать, что между акмеистами и их предшественниками была большая острота расхождений. Акмеисты наследовали достижения символистов, минуя их крайности. 1912 год – выход в свет первого номера журнала «Гиперборей», среди авторов – Ахматова, Гумилев, Мандельштам, Городецкий. Знаете ли вы, кто такие «гипербореи»? Гипербореи – в греческой мифологии – народ, живущий на крайнем севере, «за Бореем», любимый Аполлоном. Гипербореи художественно одарены, их жизнь сопровождается песнями, танцами и музыкой. Таким названием журнала акмеисты подчеркивали свою независимость, индивидуальность. 1913 год – выход статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» в журнале «Аполлон», которая стала манифестом новой школы. Отношение к поэзии: с самого начала к поэзии был взят подход, как к ремеслу. Н. Гумилев, например, считал, что любой знающий культурный человек может стать поэтом. Детально разработанной эстетической программы акмеизм так и не выдвинул. «Преодоление» символизма происходило в основном на уровне поэтики, нежели на идейном: очищение слова от наносных смыслов, отказ от эффектных рифм, точность поэтического образа, четкость композиции. Для акмеистов роза, лилия – это цветы, и только. Такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью объявляется культура (возвращение к эпиграфу). Акмеизм опирался на самые разные культурные традиции. Это и мифологические сюжеты, образы живописи, графики, архитектуры. Ориентирами были культуры: Древности (Греция, Рим), Средневековья, Раннего Возрождения, а также русская классика «золотого века». - Но уже к началу Первой мировой войны (1914 г.) рамки единой поэтической школы становятся для акмеистов тесны, а их творческие устремления перерастают теоретические установки. Существует мнение, что акмеизм был не столько литературным течением, сколько группой талантливых и разных поэтов, которых объединяла личная дружба. |
Отвечают на вопрос Записывают в тетради Записывают Записывают Записывают Записывают Записывают в тетради Записывают |
1911 год Название «Цех поэтов» вынесено на доску Имена акмеистов и годы жизни вынесены на доску Черты акмеизма вынесены на доску На доске записаны значения слова «acme» На доске – дата, название журнала На доске – название статьи, год | ||
3.Сообщения учеников (15 мин.) |
А теперь послушаем сообщения о творчестве поэтов – акмеистов. Первое сообщение о Николае Гумилеве. Но сначала я хочу, чтобы вы посмотрели на его портрет (показывается портрет) и послушали в его исполнении стихотворение «Словно ветер страны счастливой» (включается запись). -сообщение ученика о Н. Гумилеве. Следующий портрет – Анны Ахматовой и запись с ее голосом. - сообщение ученика об А. Ахматовой – Портрет О. Мандельштама и сообщение о нем. |
Учащиеся записывают этапы жизни и творчества поэтов | |||
4.Выводы по уроку, домашнее задание (5 мин.) |
А теперь попрошу вас подвести итог уроку, обозначить главные черты нового литературного течения. |
Ученики отвечают (можно с конспектом). |
К следующему уроку прочитать и приготовиться к анализу следующих стихотворений: «Она», «Жираф» Н.Гумилева, «Я пришла к поэту в гости», «Песня последней встречи» А.Ахматовой; «Невыразимая печаль», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса» О.Мандельштама |
Названия стихотворений – на доске. |