Заключение.
В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по данной проблеме и пришли к следующим выводам:
- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии;
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала;
- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся;
- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;
- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном процессе начальной школы;
- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе на практике используется не в полной мере, так как для этого многие учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в свою очередь требует более глубокой методической проработки интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.
1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
2 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.
3 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.
[4] Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.
[5] Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.
[6] Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.
7 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 307.
[8] Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. с. 310.
[9] Там же. с.312.
[10] Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье.-М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995 г. с. 30
[11] Там же. с. 40
[12] Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.
[13] Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993.
[14] Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.
[15] Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993.
[16] Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.
[17] Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995.
[18] Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997.
[19] Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г. с. 5.