Интенсификация учебного процесса на основе индивидуализации обучения c использованием видеофонограммы
Индивидуализация обучения иностранному языку состоит в создании оптимальных режимов работы и предоставлении своего рода помощи каждому ученику.
Последняя становится крайне необходимой при работе с видеофонограммой, что обусловлено сложностью таких форм работы, а также тем, что именно тут наиболее чётко начинают проявляться индивидуально-психологические особенности учащихся, такие как речевая аудитивная память (РАП), речевое аудитивное внимание (РАВМ) и речевая аудитивная выносливость (РАВН), которые непосредственно влияют та качество восприятия и понимания речи.
В основу системы занятий по практике английского языка многие преподаватели-лингвисты кладут модифицированную циклическую селективно-лабораторную модель обучения, которая предусматривает индивидуализацию процесса обучения во всех звеньях.
В соответствии с циклической селективно-лабораторной моделью в цикле занятий выделяются три основных подцикла: І - долабораторный, во время которого учащиеся должны активно осмыслить и первично усвоить языковой материал; ІІ - лабораторный, цель которого – выработать речевые навыки:; ІІІ - послелабораторный, в котором усвоенный речевой материал употребляется в условиях, приближённых к реальной ситуации общения.
Использование видеофонограммы предусматривается на аудиторных занятиях всех подциклов, но цель их существенно меняется. Подход к обучению иностранному языку опирается на поэтапное формирование его компонентов. Можно выделить три основных этапа формирования языковых действий на основе видеофонограмм: 1) презентация языковых единиц; 2) автоматизация использования речевого материала; 3) использование речевого материала в продуктивном общении. Этапы формирования языковых навыков на основе видеофонограммы соотносятся с подциклами обучения по цикличной селективно-лабораторной модели таким образом: долабораторный подцикл – формирование первичных знаний; лабораторный подцикл – формирование речевых навыков; послелабораторный подцикл – формирование речевых знаний.
При подборке материала по работе с видеофонограммами я опиралась на эксперементальный цикл занятий, проведённых на базе одной из киевских школ. Этот комплекс упражнений был разработан и эксперементально проверен в Минском педагогическом институте иностранных языков.
Индивидуализация аудиторной работы учеников проходила с учётом уровня их подготовки, а внеклассной работы – индивидульно-психологических характеристик (РАП, РАВМ, РАВН).
Для определения уровня развития упомянутых характеристик и уровня подготовки ученикам предлагалось выполнить пять серий тестов.
Материалы, полученные в результате такого тестирования, позволяют более точно судить про индивидульно-психологические особенности каждого ученика. В одной из эксперементальных групп были получены такие данные:
№/№ |
Ученик |
Тип языковой памяти |
Тип языкового внимания |
Уровень языковой выносли-вости |
Уровень языковой подготовки | ||||||
аудитивная |
визуальная |
быстрая |
аудитивное |
визуальное |
высокий |
низкий |
высокий |
средний |
низкий | ||
1 |
Губерский Л.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
2 |
Веселовская Д.А. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
3 |
Горбоносов А.Г. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
4 |
Земенков С.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
5 |
Зенин Е.Ю. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
6 |
Кияница А.В. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
7 |
Никоненко С.В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||
8 |
Позняков А.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
9 |
Познякова С.Е. |
+ |
+ |
+ |
+ | ||||||
10 |
Томас Д.М. |
+ |
+ |
+ |
+ |