Специфические приемы познавательной деятельности.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу изучения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.
Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции от новых, более "взрослых" форм работы, они создают атмосферу непринуждённости и раскованности школьников, активизируют процессы целеполагания, когда школьники не боятся ставить самостоятельные цели.
Выдвижению понятия "познавательная активность" предшествовало изучение познавательной деятельности, предметом которой является информация, на которую направлено внимание ребёнка. Познавательная активность - это состояние, предшествующее деятельности и порождающее её. Перед психологами стоит вопрос: как помочь ребёнку повысить уровень познавательной активности? И можно ли вообще целенаправленно её изменить? До недавних пор психологи были заняты в основном проблемой уровня активности, присущей индивиду, и лишь некоторые работы указывали на возможность качественных изменений активности детей. Для этого у учащегося должны формироваться мотивы, потребности той или иной деятельности.
Здесь можно согласиться с B.C. Мерлиным: «управлять действиями человека в отличие от действий машины можно только посредством управления мотивами». (37,с.34)
Проблема учебно-познавательных мотивов не является новой. Значительным фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности школьника, является познавательный интерес.
Рассматривая интерес с его содержательной стороны, Г.И. Щукина выделяет несколько уровней:
- непосредственный интерес к фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации. Это элементарный уровень интереса;
- интерес, к познанию существенных свойств предметов или явлений, составляющих более широкую и часто невидимую их внутреннюю суть;
- интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей, к установлению общих принципов явлений, действующих в различных условиях. (33,с.43)
Познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
В познавательном интересе находит своё выражение ряд значительных для обучения и развития моментов:
1. В нём выражено единство объективной и субъективной сторон познавательной деятельности.
Любой учебный предмет и познавательная задача имеют объективные интересные свойства, заключённые в новых фактах, неизвестных явлениях, в связях и закономерностях, заставляющих по-иному рассматривать мир.
2. Ещё одной стороной ценности познавательного интереса является процесс обучения, который связан с психологической структурой самого феномена.
Анализ психологической структуры познавательного интереса привёл психологов (С.Л. Рубинштейн, А.А. Гордон, А.К. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряжённое с потребностями.
Познание невозможно без активной мысли, поэтому наиболее значительными для интереса к познанию являются процессы мышления, но такие, которые как бы вбирают в себя эмоциональные процессы, переживания, не оставляют мест холодной рассудочности. В познавательном интересе мысль ищет выхода, она активна, устремлена на решение познавательных задач.
3. Утверждая ценность познавательного интереса как фактора процесса обучения, следует обратить внимание не та, что под его влиянием активизируется вся познавательная деятельность в целом и психические процессы, лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Под его влиянием активней протекает восприятие, острее становится наблюдение, активизируется память, интенсивнее работает воображение. Именно интерес движет поиском, догадкой.
Как было сказано выше, познавательный интерес сопряжён с потребностями. Специальный анализ познавательной потребности проведён B.C. Юркевич, которая рассматривала этот феномен как "потребность в деятельности, направленной на получение новых знаний". (56,с.32) Выделяет две формы познавательной потребности: I) потребность в познании может проявляться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их и, наконец, в накоплении знаний); 2) потребность в исследовательской деятельности с целью получения нового знания.