Методика опытно-экспериментальной работы.

С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Межпредметная интеграция в образовательном процесс в начальной школе» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной школы №7 города Октябрьского.

Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и предусматривала три этапа:

1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников

2 этап – Содержание формирующего эксперимента

3 этап – формирование активизации учебно–познавательной деятельности учащихся.

На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и определены следующие уровни:

1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен

2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности

3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью.

Было проведено анкетирование с целью определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности.

Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:

- смотреть телевизор

- заниматься спортом

- делать домашнее задание

- читать книги

- ходить в школу

- играть с ребятами на улице

- решать разные задачи

- заниматься в кружке

- ходить в кино

- работать на уроке

- рисовать

- ездить за город

- играть в настольные игры

Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у большинства преобладает второй уровень.

4 «А» - 53% (контрольный класс)

4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)

Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету (профессор Н.В. Кузьмина)

Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу.

Учебный предмет  

Отношение ученика

Люблю эти уроки

Хочу заниматься этим предметом

Не хочу заниматься

этим предметом

Совсем не

Люблю этот  

Заставляют

заниматься

Не дали ответ  

Всего

баллов

Русский Язык

Математика

Чтение

Природоведение

Физкультура

Рисование

Музыка  

             

р.я. – русский язык ф. – физкультура

р. – рисование муз.- музыка

м. – математика п. - природоведение

ч. – чтение

2 этап.

Для более интересного и успешного усвоения программы и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся было решено в четвертом классе ввести интегрированный курс.

Русский язык и развитие речи – 4 часа

Чтение и развитие речи – 4 часа

Речь и культура общения – 1 час

Математика и конструирование – 6 часов

ИЗО и художественный труд – 2 часа

Музыка и ритмика – 2 часа

Родной язык и литература – 2 часа

С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри приложение 3,4)

3 этап.

Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после изучения тем.

Учащимся 4 «А» и 4 «Б» классов были даны отдельно проверочные работы по русскому языку на тему: «Правописание окончаний глаголов I и II спряжения» и по природоведению на тему: «Перелетные птицы – вестники весны». Учащиеся 4 «А» класса изучали эти темы на обычных уроках русского языка и природоведения, в 4 «Б» был проведен интегрированный урок. Подсчитано качество знаний по темам и отражено на графиках.

р.я. – русский язык

п. - природоведение

Вывод:

- качество знаний по русскому языку 4 «Б» класс показал выше, чем 4 «А» на 12%

- по природоведению качество знаний в 4 «Б» классе выше на 20% чем в 4 «А»

- принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, но на интегрированном уроке дети были заинтересованные, внимательные, сосредоточенные, дружные. Это и видно по результатам контрольных работ.

- повысился интерес к учебным предметам.

В результате исследование были получены следующие выводы:

Перейти на страницу: 1 2