Методика опытно-экспериментальной работы.
С целью практического обоснования выводов, полученных в ходе теоретического изучения проблемы «Межпредметная интеграция в образовательном процесс в начальной школе» было проведено исследование. В эксперименте приняли участие учащиеся четвертых классов общеобразовательной школы №7 города Октябрьского.
Экспериментальная работа проводилась в течении учебного года и предусматривала три этапа:
1 этап – Изучение мотивов познавательных интересов учебной деятельности школьников
2 этап – Содержание формирующего эксперимента
3 этап – формирование активизации учебно–познавательной деятельности учащихся.
На первом этапе были изучены мотивы познавательных интересов и определены следующие уровни:
1 уровень – появляется интерес лишь в общей, всем присущей потребности, когда для школьника не имеет значение содержание объекта, лишь бы он был несложен, доступен
2 уровень – проявляется интерес в общей любознательности
3 уровень – связан интерес с какой – либо социально – значимой для школьника деятельностью.
Было проведено анкетирование с целью определения наличия положительной мотивации к учебной деятельности.
Учащимся было предложено подчеркнуть любимые занятия:
- смотреть телевизор
- заниматься спортом
- делать домашнее задание
- читать книги
- ходить в школу
- играть с ребятами на улице
- решать разные задачи
- заниматься в кружке
- ходить в кино
- работать на уроке
- рисовать
- ездить за город
- играть в настольные игры
Сравнение данных обработки анкет позволяет сделать вывод, что у большинства преобладает второй уровень.
4 «А» - 53% (контрольный класс)
4 «Б» - 57% (экспериментальный класс)
Проведен анализ отношения учащегося к тому или иному предмету (профессор Н.В. Кузьмина)
Результаты были оценены по пяти бальной системе и занесены в таблицу.
Учебный предмет |
Отношение ученика | ||||||
Люблю эти уроки |
Хочу заниматься этим предметом |
Не хочу заниматься этим предметом |
Совсем не Люблю этот |
Заставляют заниматься |
Не дали ответ |
Всего баллов | |
Русский Язык Математика Чтение Природоведение Физкультура Рисование Музыка |
р.я. – русский язык ф. – физкультура
р. – рисование муз.- музыка
м. – математика п. - природоведение
ч. – чтение
2 этап.
Для более интересного и успешного усвоения программы и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся было решено в четвертом классе ввести интегрированный курс.
Русский язык и развитие речи – 4 часа
Чтение и развитие речи – 4 часа
Речь и культура общения – 1 час
Математика и конструирование – 6 часов
ИЗО и художественный труд – 2 часа
Музыка и ритмика – 2 часа
Родной язык и литература – 2 часа
С учетом данного курса были проведены интегрированные уроки (смотри приложение 3,4)
3 этап.
Диагностика проводилась в форме мониторинга ЗУН, полученных после изучения тем.
Учащимся 4 «А» и 4 «Б» классов были даны отдельно проверочные работы по русскому языку на тему: «Правописание окончаний глаголов I и II спряжения» и по природоведению на тему: «Перелетные птицы – вестники весны». Учащиеся 4 «А» класса изучали эти темы на обычных уроках русского языка и природоведения, в 4 «Б» был проведен интегрированный урок. Подсчитано качество знаний по темам и отражено на графиках.
р.я. – русский язык
п. - природоведение
Вывод:
- качество знаний по русскому языку 4 «Б» класс показал выше, чем 4 «А» на 12%
- по природоведению качество знаний в 4 «Б» классе выше на 20% чем в 4 «А»
- принимая во внимание, что оба класса примерно одинакового уровня развития, но на интегрированном уроке дети были заинтересованные, внимательные, сосредоточенные, дружные. Это и видно по результатам контрольных работ.
- повысился интерес к учебным предметам.
В результате исследование были получены следующие выводы: