Изучение творческого мышления младших школьников с помощью тестов торренса
Тест «Что может быть одновременно» для диагностики 7-10 летних детей направлен на исследование вербального творческого мышления.
Стимульный материал. Набор вопросов, которые по очереди задают ребенку.
Что может быть одновременно:
1 - живым и неживым;
2 – черным и белым;
3 – маленьким и большим;
4 – мягким и твердым;
5 – легким и тяжелым;
6 – горячим и холодным
7 – кислым и сладким.
Инструкция. Я тебе сейчас беде задавать вопросы, на которые должен мне ответить как можно быстрее.
Проведение теста. Детям по очереди задают вопросы: Что может быть одновременно белым и черным? Сладким и кислым? И так далее. Если ребенок не понял вопроса и дает два ответа, ему напоминают, что речь идет об одном предмете, который может в одно и то же время быть, например и белым, и черным, а не о двух предметах, один из которых белый, а другой – черный. В случае повторных ошибок или отказа отвечать тестирование прерывают.
Анализ результатов. При анализе подсчитывают количество баллов по следующим параметрам: беглость и оригинальность. Как правило, дети набирают 3-4 балла, что является средним уровнем креативности.
Определив уровень творческого мышления учащихся (см. Приложение 3), их гибкость, беглость и оригинальность, мы разделяем детей на четыре группы:
- самый высокий уровень мышления (12 баллов) – 3 человека;
- высокий уровень мышления (10-11 баллов) – 5 человек;
- средний уровень мышления (7-9 баллов) – 5 человек;
- низкий уровень мышления (6 баллов) – 4 человека.
Далее переходим ко второму этапу эксперимента – формирующему. Описанию которого посвятим п.3.2.