Рекомендации по совершенствованию процесса формирования творческих способностей младших школьников
Тест состоит из двух заданий. Первый представляет собой числовые ряды, каждый из которых имеет в основе определенную закономерность.
Второй – «фигурный», представляет собой ряды изображений, закономерность касается пространственного расположения элементов.
Здесь исследуется беглость мышления, то есть легкость и быстрота решения (1-3 балла).
Возможно выявление нескольких различных закономерностей, что оценивается как показатель весьма высокого уровня творческих способностей.
VII. Задачи на доказательство.
Тест представляет собой систему однотипных, все усложняющихся задач. Предъявляется сначала первая (наиболее простая) задача теста. Затем ему дается доказательства последняя (самая сложная). Если ученик не справляется с нею, ему дается вторая (например: 1, 5, 2, 5, 3, 5, 4, 5). Оцениваем по 3 бальной шкале.
VIII. Задачи различной степенью наглядности.
Используется оригинальность решения задач. Задачи решаются наглядно – образными средствами, если выразить наглядную соотношения данных элементов задачи. Результаты этого теста представляются в виде: 3 балла – решал с использованием наглядных средств, 3 балла – решал без использования этих средств, 6 баллов – решал и тем и другим путем.
В норме дети должны набрать 10-19 баллов, получив 1-2 балла за гибкость и беглость и 3-5 за оригинальность. При большом количестве баллов (30-33 баллов) можно говорить о самом вскоре творческом мышлении об одаренности.
Дети, набравшие меньше 8 баллов, фактически не обладают или имеют низкий уровень творческого мышления.
Однако, предложенные нами тесты не проверены на надежность и валидность и требуют тщательной практической проверки. Мы предлагаем продолжить эту работу в дальнейшем.