Введение
требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказам общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы), с другой;
преобладанием все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятий по ИЯ и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования;
большим желанием учащихся к внедрению нововведений в учебный процесс и сосуществованием определённой осторожности со стороны учителей к восприятию и применению новых педагогических технологий (См.: Приложение 1);
смешением или подменой понятия проекта как инновационного направления и проекта как практически любого мероприятия, создания любого продукта, даже без целостной и детальной разработки (например, неделя английского языка, создание общешкольного альманаха).
Поиск путей решения вышеперечисленных противоречий составил проблему исследования
.
Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования
: «Проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме (на материале английского языка: старшая ступень обучения средней общеобразовательной школы)».
Объект исследования:
процесс обучения английскому языку на старшей ступени обучения (10 – 11 класс ) средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования:
проектная методика в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме.
Гипотеза исследования
заключается в следующем: если в процессе овладения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы (10 ─ 11 класс) применять проектную методику, то она будет способствовать:
формированию и развитию внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению ИЯ ;
повышению мыслительной активности учащихся и приобретению навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью, расширению сферы иноязычного общения;
языковому и речевому развитию учащихся, совершенствованию иноязычной коммуникативной компетенции в целом;
развитию индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, совершенствованию первичной и вторичной языковой личности;
более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Цель работы
: теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, доказать эффективность её использования при обучении ИЯ на старшей ступени (10 ─ 11 классы) средней общеобразовательной школы.
Цель потребовала решения ряда задач
:
1. Дать теоретическое обоснование проектной методики обучения ИЯ в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной проблеме.
2. Исследовать и обосновать технологию использования проектной методики при обучении ИЯ на завершающем этапе средней общеобразовательной школы.
Исследовать и проанализировать опубликованный педагогический опыт по данной проблеме.
Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе систему учебных и внеучебных занятий с использованием проектной методики на старшей ступени (10 ─ 11 классы) средней общеобразовательной школы.
Проанализировать собственный опыт использования проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий на старшой ступени обучения ИЯ, выявить эффективность проектного обучения как новой педагогической технологии в системе образования.
Практическая значимость
: заключается в применении в педагогическом процессе по ИЯ разработанных автором данной дипломной работы методических рекомендаций в системе учебных и внеучебных занятий по сквозной теме, позволяющих устранить существующий дисбаланс между требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности ИЯ и реальным владением ИЯ на завершающем этапе обучения (10 – 11 классы).
Научная новизна исследования
состоит:
- в ретроспективном анализе проектной методики в образовании, в том числе в обучении ИЯ;
в рассмотрении проектной методики как новой личностно-ориентированной педагогической технологии в языковом образовании;
- в психолого-педагогическом обосновании разработки проекта системы учебных и внеучебных занятий по сквозной теме: “Our House of Tomorrow” для учащихся старшей ступени обучения.