Об особенностях интеграции предметов русского языка и музыки
На первый взгляд общность этих предметов может показаться весьма сомнительной, а возможность объединения - нереальной. Поэтому попытаемся показать, что объединяет эти два предмета как в том материале, который подлежит усвоению, так и в специальных способностях, при помощи которых усваивается материал.
Итак, на уроках русского языка ученики должны усвоить русскую речь во всех её аспектах, а на уроках музыки изучаемый материал - это песни, музыкальные произведения, в которых слиты воедино две стихии - музыкальная и речевая. И на уроках русского языка, и на уроках музыки мы должны добиваться четкого произношения звуков, правильной постановки корпуса и головы во время речи и пения, владения дыханием и голосом. "Однако связи между речью и пением более глубокие, и корни этой связи уходят в глубь веков, когда, по мнению многих учёных речь и пение сливались, в одну стихию и когда их мелодическая основа не дифференцировалась". (18,с.7)
Из общей педагогики известно, что главная и общая задача для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и мышления, с тем, чтобы он развил желание постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук. Но каждого педагога-предметника, помимо общего развития ребёнка, заботит также и развитие его специальных способностей.
Методисты прошлого и современные исследователи в области психологии и методики останавливают своё внимание на общем в лингвистических и музыкальных способностях.
Так из всех способностей в настоящее время можно вычленить такую как речевой и музыкальный слух. Именно эта способность лежит в основе успешного усвоения звучащей материи языка и пения.
Итак, у учителей русского языка и музыки много общих задач, которые гораздо более эффективно могут быть решены объединёнными усилиями. Материал русского языка и музыки во многом родствен, и даже различия могут быть использованы с методическим эффектом при умелом сопоставлении.
Интеграция уроков русского языка с музыкой даёт эффективный результат, например, при изучении некоторых падежных форм и слов с "трудными" ударениями. Так, при помощи стихов или песен учащиеся лучше осваивают эту тему. Ожидаемая рифма заранее готовит ученика к следующему падежному окончанию.
Заучивая некоторые отрывки или куплеты песен, которые обычно используются как организованное начало или физминутка на уроках русского языка, ученики запоминают очень нужные слова, выражения, целые мысли, совершенствуется произношение.
Музыка на уроках русского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. "На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная.(19,с.76) Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.
От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобней интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, учителю необходимо, прежде всего знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, коллекционировать грампластинки и магнитофонные записи, собирать биографические данные о композиторах, занимательные рассказы о музыке.