Предметный метод обучения
Кювье говорил, что перед пчелой должен носится фантом геометрической пятигранной формы ячейки; осуществить этот фантом есть живая потребность организма пчелы; но пчела может и не осуществить его; ее крылья, ноги, хоботок могут быть дурно образованы, не развиться; она может не найти вокруг себя того материала, который ей нужен для постройки ячейки; готовая геометрическая форма останется бесплодной. Даже в растениях, хотя всякое семя содержит в себе возможность развиться в растение, но не всякое семя вырастает, а вырастает лишь то, которое поставлено в условья прозябания, каковы влага почва и прочее. Даже в минералах магнит оказывает свое действие лишь при встрече с железом или другим магнитом. То же явление повторяется и в человеке, только, разумеется, настолько степеней выше и многочисленнее, насколько человек выше и многочисленнее животного, растения, минерала. В физике вы ученику легче объясните различные свойства тел, помогая ему рассмотреть какой-либо предмет, нежели начав с определения общих свойств тел как обыкновенно начинаются учебники. Но редкий ребенок сам, без всякой помощи, посмотрит все эти свойства в видимом им предмете [14].
Из всего выше сказанного необходимо выделить один немаловажный момент: предметный метод обучения рассчитан на внешние чувства, т.е. для наилучшего результата усвоения урока учеником преподавателю необходимо реализовывать большую часть этих чувств при объяснении материала, используя при этом и словесный метод, и метод самостоятельной работы, соединив эти методы с методом познавательного интереса.