Занятия по русскому языку на краеведческой основе
Очень большую образовательную и воспитательную ценность несут в себе уроки русского языка на краеведческой основе.
Р.Г.Фаткуллина в своей статье приводит фрагмент урока русского языка, интегрированного с краеведением.(48,с.29) Она говорит: "Краеведческий материал я обычно использую на уроках чтения при изучении биографии писателя, истоков его творчества, истории создания отдельных произведений. Но нередко на уроках русского языка тоже использую краеведческий материал. На таких уроках использую фотографии, книги, посвящённые знакомым местам родного края, экскурсии и материалы, собранные в краеведческих уголках. Такая целенаправленная систематическая работа позволяет повысить познавательную активность детей, активизировать интерес к изучаемому предмету. В подтверждение своим словам привожу фрагмент урока русского языка на краеведческой основе".
Тема урока: Правописание числительных. (Урок закрепления). Смысловая тема: Природа - это родина.В начале урока учащиеся читают наизусть стихи о природе, о родном крае. Затем читаем стихотворение С.Т. Аксакова (стихотворение написано на доске).
Весна, весна! Ты прелесть года,
Но не в столичной тесноте.
Beсна на Дёме, где природа
В первообразной чистоте
Гордится девственной красою!
Заранее подготовленный ученик рассказывает кратко биографию С.Т. Аксакова, далее идёт работа над текстом биографии.Даю задание: цифры написать словами.
"С 1791 года по 1827 год в Башкирии, в Уфе, жил и работал С.Т. Аксаков. С 1792 по 1799 год семья Аксаковых жила в доме №2 на улице Благоева (где сейчас установлена мемориальная доска)".
На этом уроке учащиеся закрепили правописание числительных; узнали о жизни и литературной деятельности Сергея Тимофеевича Аксакова. Узнали, как он проникновенно, нежно описал красоту, величие нашего края.
Использование краеведческого материала на уроках - прекрасное средство воспитания чувства патриотизма и любви к родной природе.