Исследование проблем, связанных с развитием детей с нарушенными зрительными и слуховыми функциями

Было установлено, что дети со слуховыми нарушениями приходят к пониманию понятия «противопоставления» (opposition) намного позже, чем слышащие дети, а именно, годам к 13-14. Значительно раньше происходит усвоение слов, характеризующих объекты по конкретным признакам.

Эксперимент должен был показать, насколько хорошо глухие дети владеют понятиями «симметричный», «одинаковый», «противоположный». Для этого экспериментатор предлагал им, соответственно, выбрать двух карточек одну с симметричным рисунком, выбрать из пары карточек с написанными на них числами ту, на которой стояли одинаковые числа, показать наибольший и наименьший предметы из предложенных.

Эти несложные, в принципе, задачи были предложены как группам глухих, так и группам слышащих детей от 7 до 12 лет (каждая группа состояла из 180 человек, разделенных по возрасту на 6 подгрупп). Оказалось, что слыщащие дети не опережают своих глухих сверстников во владении понятиями «одинаковый» и «симметричный». Наоборот, глухие дали более высокие результаты (85 человек к 68) в каждом случае.

Понятием же «противоположный» глухие, как и ожидалось, владеют хуже, чем слышащие.

Вопреки мнениям других ученых, Х. Ферт утверждает, что влияние языка на развитие концептуального мышления весьма специфично, и языковое функционирование необязательно для развития в человеке навыков обобщения. Это утверждение подкрепляется описанием проведенного эксперимента.

В отличие от глухих, слепые дети используют язык как активно, так и пассивно, и они не лишены возможности слушатьокружающую речь. Более того, именно речь людей (и вообще звуки окружающего мира) являются для них главным источником информации.

Именно наблюдениям над слепыи детьми самого раннего возраста посвящена работа К. Эрвин (1978). В течение многих месяцев она производила наблюдения над двумя слепыми от рождения мальчиками, Стивеном и Джерри.

Их речь в раннем возрасте развивалась достаточно хорошо. Их родители не испытывали затруднений при общении с сыновьями. Оба мальчика подражали в речи своим матерям, охотно включаясь в разнообразные «игры».

К 20 месяцам оба ребенка понимали разницу между собой и остальными, т.е. выделяли себя из окружающего мира.

К. Эрвин анализирует развитие речи у каждого мальчика. В речи Стивена преобладали имена, т.е. он в основном «называл» вещи. (Разумеется, это не были настоящие имена существительные или прилагательные «взрослого» английского языка, мальчик произносил сочетания звуков, за которыми закреплял определенный смысл.) Речь активно сопровождалась жестами.

Речь Джерри была построена на подражании взрослым.

Он не использовал слова для того, чтобы попросить что-нибудь; просьба обычно выражалась жестом.

Перейти на страницу: 1 2