Элементы интеграции русского языка с изобразительным искусством и трудовым обучением.
- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились. Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный рассказ мы повесим в нашем классном уголке.
Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.
На этом урок заканчивается.
Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно. При работе с ножницами и приёмом отщипывания развивается моторика мышц рук. При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к одушевленным, а какие к неодушевлённым.
Таким образом, в данном параграфе были рассмотрены возможные варианты интегрирования русского языка с другими предметами. Были приведены конспекты интегрированных уроков, а в некоторых случаях только их фрагменты.
Во всех рассмотренных выше вариантах интегрирования главным предметом выступал русский язык.
В следующем параграфе в такой же последовательности раскрываем сущность интеграции предметов, главным среди которых будет выступать чтение.
Неоднократно было отмечено, что интеграция - это высшая ступень реализации межпредметных связей в обучении. Межпредметные связи учитывают общее между предметами, как в содержании, так и учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, т.е. они выступают как современный дидактический принцип, который ведёт к интеграции. Такая перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемой интеграции сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливаются познавательные интересы учащихся. Если учебный материал по курсу чтения, музыки изобразительного искусства рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучать, то это будет способствовать систематизации заданий по чтению, усвоенных детьми в разное время, школьники лучше усвоят содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать изученный материал, словом, чтение станет более оптимальным.(42,с.17)
Анализ учебных программ по названным выше предметам свидетельствует о том, что они обеспечивают возможности широкого и эффективного внедрения в преподавание чтения принципа интеграции.