Культ скандалов в средствах массовой информации.
СКАНДАЛ, - а, м . 1. Случай, происшествие, позорящее его участников. Политический словарь.
2. Происшествие, ссора, нарушающая порядок .
С. И. Ожегов. Словарь русского языка
Каждый день средства массовой информации пересказывают нам действия известных людей, которые скандализируют общество. Вспомним, как все российские СМИ, наперебой пересказывали скандал, учиненный колоритнейшим представителем российской политической субкультуры Владимиром Жириновским.
Его не пускали к Могиле Неизвестного солдата, где возлагал венки Президент, после чего Владимир Вольфович вступил в стычку с журналистами канала “2х2” , снимавшими препирательства с охраной, и силой затолкал корреспондентку в свой “Мерседес”.
Это достаточно характерный пример того, что скандалы стали неотъемлемой частью не только жизни искусства - богема всегда считала своим общественным долгом эпатировать “обывателя” различными выходками - но и политической жизни. Нельзя сказать, что в нашей стране скандалы происходят столь часто вследствие того, что много лет господствующая идеология старалась поддерживать иллюзию спокойной и мирной жизни, и теперь люди почувствовав свободу, но, не умея с ней обращаться, направляют свою энергию “не в мирных целях”. Нет. В развитых странах с давними демократическими традициями скандалы оказывают столь же большое влияние на общественное сознание.
Скандалисты стали героями современной культуры. Вспомним, например, Мадонну, ни одно выступление которой не обходится без скандала.
Кристально честные герои остались где-то далеко в предвоенных и послевоенных фильмах, в произведениях советских писателей. Сегодня, даже если герой и честен, то оказывается, например, наркоманом, если даже он рассуждает о Боге и чуде, то оказывается наемным убийцей (как в знаменитом “Криминальном чтиве” Квентина Тарантино).
Показателен один американский фильм 1991 года, “С меня хватит”. Майкл Дуглас играет в нем среднего американца, одного из “неудачников большого города”, он разведен с женой и хочет навестить своего ребенка. Он оказывается настолько нервирован своими проблемами, что начинает крушить все на своем пути.
Когда он по дороге зашел пообедать, ему слишком долго не подавали гамбургер. И вот он вытаскивает пистолет и стреляет в воздух. Посетители и персонал, думая, что совершается ограбление, бросаются на пол. А он, в свою очередь начинает успокаивать их, говоря, что просто хотел получить свой гамбургер. Он забирает пакет из дрожащих рук продавщицы и спокойно уходит.
Специально в качестве героя фильма выбран абсолютно обычный человек, не какой-нибудь экстремист - в споре с фашиствующим владельцем оружейного магазина происходит драка, и герой убивает его.
Скандал - для героя фильма это попытка очиститься от “безумия 90-х”.
В другом фильме, “Прирожденных убийцах” режиссера Оливера Стоуна (кстати, сам фильм обрел скандальную славу и попал в ограничительные списки в разных странах за откровенность сцен насилия) тема скандалиста, человека, бросающего вызов обществу и становящегося кумиром для многих тысяч поклонников, раскрыта образно и глубоко.
Микки и Мэлори - парочка, путешествующая по Америке и совершающая жестокие и бессмысленные убийства. Они всегда оставляют одного свидетеля в живых для того, чтобы он рассказал всем о них. Они становятся сверхзнаменитыми, у них появляются поклонники, их фото на обложках журналов и передовицах газет, выпускаются майки с их портретами . Они герои, они нашли “свою нишу” в современной культуре. У них берут интервью. Возникает ощущение, что они ничем не отличаются от звезд шоу-бизнеса. Массовые убийства также возбуждают интерес, как откровенные фотографии Мадонны.
О том, что героями “чувственной культуры” становятся авантюристы, мошенники, воры, то есть те, кто идет поперек принятым нормам, “плохие ребята” согласно американской идиоме, следовательно, и скандалисты, писал еще Питирим Сорокин. В самом деле, в культуре, где центром является божественная личность, а не человек, невозможно представить себе личностей, преднамеренно эпатирующих общество.
CRN (Coefficient of Recognizing of Name
- Коэффициент Узнаваемости Имени) - важное понятие, в том числе и в современной культуре. Светская хроника, сплетни, скандалы - неотъемлемые составляющие бульварной прессы. Скандал привлекает к личности влияние множества читателей, слушателей, зрителей. Следовательно, CRN повышается. Лицо, манера одеваться манера вести себя тиражируются и, следовательно, приносят прибыль. Многие процветающие сегодня модельеры на Западе сделали себе имя во времена экстремизма и скандальной агрессии.