Заключение.

Проблема физического (соматического) здоровья детей всегда волновала родителей и учителей, но в настоящее время она еще больше усугубилась в связи с увеличением учебной нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, питания и др. За последние 33 года численность практически здоровых школьников (I и II группы здоровья) резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. За время обучения в школе число абсолютно здоровых детей снижается в 4 – 5 раз, особенно в 4-5 классах, когда совпадают периоды полового созревания и повышенной учебной нагрузки (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001г. и др.). Высокая интенсивность школьного обучения и недостаточная двигательная активность приводят к резкому снижению эмоционального и психического тонуса учащихся, повышению уровня тревожности и снижению их умственной работоспособности.

Согласно анализу медицинских карт и бесед с медицинским персоналом школы и родителями, значительное количество (44%) обследованных нами детей относились ко II группе здоровья, это дети, имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, снижению сопротивляемости к острым и хроническим заболеваниям.

У многих из этих школьников мы наблюдали ниже среднего и даже низкие оценки показателей физического здоровья. Эти дети относятся к группе «риска» и требуют более пристального внимания врачей и педагогов.

Школьники, относящиеся ко второй и тем более третьей группам здоровья, нуждаются в комплексе оздоровительных мероприятий, свое временное проведение которых обладает большой эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском возрасте. У нас школа частная и по желанию родителей у учащихся, начиная с первого класса, проводятся дополнительные занятия иностранными языками, хотя на наш взгляд следует дополнить учебный процесс уроками физической культуры, так как школьные уроки физической культуры (2 часа в неделю) восполняют двигательный дефицит только на 11%, а как показывают наши результаты обследования лучше адаптируются к возросшим учебным нагрузкам учащихся, систематически занимающиеся физическими упражнениями, вследствие чего на фоне повышения аэробных возможностей их организма, происходит значительное возрастание соматической выносливости и формируются такие адаптационные реакции сердечно – сосудистой системы, которые свидетельствуют об экономизации функции кровообращения (Горбунов Н.П., 2002г.).

Анализируя весо – ростовой показатель учащихся 10 – 11 лет, можно отметить, что у детей со средними значениями индекса Кетле, наблюдались отклонения в состоянии здоровья (понижение артериального давления, снижение гемоглобина в крови, частые простудные заболевания). Поэтому особенное значение для таких детей имеет гигиеническая рекомендация по повышению резистентности организма такими неспецифическими средствами как: оптимальный двигательный режим, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Среди факторов, обеспечивающих резкое увеличение с возрастом надежности физиологических систем, важную роль играет энергетика.

Вставка со стр 69-70

Как показали результаты нашего обследования из 32 обследованных учащихся к концу первой четверти учебного года в пятом классе суммарный высокий и средний уровень соматического здоровья был у 20 (63%) детей, т.е. у большинства, что позволяет нам сделать вывод, что эти школьники адаптировались к новым условиям обучения и воспитания, неудовлетворительная адаптация к обучению наблюдалась у 8 учащихся, что составляет 25%, эти ученики относились к 2-3 группе здоровья и у них была низкая оценка уровня соматического здоровья.

Подобного рода обследования позволяет, своевременно установить снижение адаптационных резервов организма учащихся, повысить их за счет комплекса оздоровительных мероприятий, ведущим их которых является активизация двигательного режима.