Развивающее обучение в начальной школе и формы сотрудничества в ней.

2. Учительница пишет на доске образец буквы, дети в воздухе повторяют ее движения (собственно учебная)

3. Учительница диктует слово орфографически, дети пишут, проговаривая шепотом каждый звук (собственно учебная).

4. Учительница просит детей встать парами и при помощи ног, рук, или изменения позы составить буквы которые она называет (игровая).

Данными примерами было показано, что дошкольные формы сотрудничества являются необходимым, но недостаточным условием освоения специального содержания учебной деятельности - системы научных понятий.

Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия, а не на уникальную неповторимость каждого человека. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком[29].

Чтобы обеспечить условия рефлексивного развития сознания младших школьников средствами обучения существует по крайней мере две причины утверждать, что без специально организованного сотрудничества развивающее обучение невозможно [401].

Первая причина : теоретические понятия, являющиеся содержанием ведущей - учебной деятельности младших школьников не могут быть усвоенными детьми в их формах сотрудничества со взрослыми, которыми ученики овладели до школы. Когда учитель приглашает учеников к совместной учебной деятельности, то дети отвечают ему только так, как умеют: неучебным образом.

Вторая причина связана с развитием личности младшего школьника. Новые учебные отношения детей с миром взрослых, с культурой должна появиться для того:

· чтобы, опираясь на достижения предыдущих возрастов, преодолеть их ограниченность, не дать развиться их слабым сторонам;

· чтобы доверчивость ребенка не переросла в некритичность как свойство мышления и личности;

· чтобы способность и склонность к подражанию не переродилась в исполнительскую репродуктивность, отказ от самостоятельности, склонность действовать по готовой инструкции;

· чтобы ребенок начал осваивать учебную позицию раньше, чем он пресытится ролью «хорошего ученика».

Таким образом учебное сотрудничество необходимо в обучении, направленном на воспитание человека способного учить, менять самого себя. Следовательно, можно выделить три формы сотрудничества [23]:

1. учебное сотрудничество со взрослыми;

2. учебное сотрудничество со сверстниками;

3. встреча (множество встреч) ребенка с самим собой, изменяющаяся в ходе обучения.

Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи: в составлении которого участвуют обе стороны - и учитель, и дети. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Попав в новые условия и выяснив для себя ограниченность собственных возможностей человек имеет три варианта действия:

1. создать, изобрести новый способ;

2. найти недостающий способ в книгах;

3. узнать о нужном способе действия у человека владеющего им.

Первый и второй варианты встречаются у отдельных младших школьников, и в этих случаях мы говорим об одаренности или об опережающим развитии. Третий путь - норма для младшего школьника, владеющего учебным сотрудничеством. Что же должен уметь ученик для того, чтобы обратиться ко взрослому как к учителю. вступить со взрослым именно в учебные, а не какие-либо иные отношения:

1. выделить в задаче принципиально новые условия;

2. провести анализ имеющихся у него средств и способов действия, применительно к новым условиям;

3. зафиксировать несоответствие задачи и наличных способов действия;

4. указать на это противоречие взрослому.

То есть учебное обращение ко взрослому означает следующее: ребенок знает, чего он не знает, хочет это узнать, указывает учителю чему именно он хочет научиться, где нуждается в помощи и в какой помощи.

Рассмотрим эпизод урока, где подобная форма сотрудничества возникает впервые.

Учитель. Я загадала имя девочки, начинающееся на букву «эль». С какого звука начинается это имя?

Дети. Ллл.

Учитель. Почему?

Дети. Л`л`л`

Учитель. Почему? Вы можете ли точно определить, с какого звука начинаеся мое слово? Что нужно еще у меня спросить?

Дети. Какая гласная стоит позади «эль»?

Учитель. Буква «а». Теперь кто может точно назвать первый звук в моем слове?

Перейти на страницу: 1 2 3 4