Проблема кадрового обеспечения
В настоящее время создалась такая ситуация: учитель просто отстранился от вне учебных дел, а дети сами сделать много не могут, не научены действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Процесс слома пионерской организации, единой и единственной, сопровождают такие тенденции, как стремление сохранить и обновить пионерскую организацию, возродить те, что действовали до ее появления, создать принципиально иные детские объединения.
Демократизация, управление в школе не самоцель. Безусловно, взрослые обязаны советоваться с учащимися. Главные для организации вопросы должны решаться на слетах. Детям и сегодня нужны старшие товарищи. Способные понять их, сориентироваться в сложной социальной обстановке. Они обязаны любить детей, уважать их право, честь и достоинство. Однако членство взрослых не снимает одну из острых проблем функционирования любого детского движения – кадры вожатых, инструкторов.
*Социологические аспекты современного детства, - М.,1990.
** Пашков А. Г. // Педагогика.-1992. -№1\2.- с.46.
В истории развития детского движения использовались различные пути решения этой задачи: от привлечения к работе с детьми взрослых на общественных началах до подготовки профессиональных работников, подготовка инструкторов для детских организаций. Необходимо проанализировать сложившуюся систему обучения кадров пионерских вожатых в педагогических институтах, училищах.
Доступность, демократичность, определенный социальный и практический опыт студентов позволяют использовать эту форму обучения так же и в целях подготовки кадров для детского движения. Например, такой факультет существует в Костромском институте им. Н.А. Некрасова уже 30 лет.*
Сегодня центр тяжести в воспитательном процессе переносится на формирование личности, реализацию ее интересов. Следовательно, должна меняться позиция и тех, кто работает с детьми. Одна из основных задач вожатого, инструктора – развитие индивидуальных особенностей каждого члена детской организации, прогнозирование возможных путей его самоорганизации. Весьма актуальна в этой связи задача формирования творческого характера личности вожатого, инструктора. Педагогическая деятельность не ремесло, а своего рода искусство. Вожатый – ремесленник. Владеющий набором стандартных приемов (форм работы) не самый худший педагог, но и не самый лучший.
Признание на государственном уровне юридического статуса молодежных и детских организаций, их активность, поиски своего места в обновлении нашего общества создали предпосылки для объединения усилий исследователей детского движения.
* Педагогика.- 1992.- №1\2.- с.20.