Понятие коллектива и некоторые теоретические аспекты его формирования
1 диффузия (межличностные отношения есть, но они не опосредованы содержанием цели)
2 ассоциация (на ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием)
3 корпорация (на ней межличностные отношения опосредованы личностно-значимым содержанием, но ассоциированы по своим установкам содержанием групповой деятельности).
4 коллектив (на ней группа выполняет важную общественную функцию, отвечает социальным нормам и которая способна обеспечить возможности гармонического развития личности каждого её члена)
Определяя коллектив как группу, в которой взаимодействие и взаимозависимость индивидов опосредуется общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности Петровский выделяет основные признаки развитого коллектива:
1 идейная общность,
2 сплочённость членов коллектива на основе общественно значимых целей деятельности.
3 взаимная требовательность и ответственность
4 управляемость. Коллектив как самоуправляемая система
5 устойчивость
6 взаимопомощь
7 обеспечение всестороннего развития и реализации целей каждого члена коллектива.
Но, что интересно, группа, достигнув 4й стадии своего развития, и, по мнению Петровского, таким образом, ставшая коллективом, не входит в стопор. Так, например А.Г. Кирпичник выделяет следующие стадии развития на данном этапе[63]:
1 подъм активности, новизна, энтузиазм, положительные эмоции
2 временный психологический спад, перестройка групповой психологии выявление недостатков, снижение удовлетворённости.
3 подъём, но не достигающий той высоты, на которой коллектив, с точки зрения психологического настроения, находился вначале.
Если обратно обратиться к школьному коллективу, первичному ученическому коллективу - классу то мы вероятнее всего не увидим столь высокоорганизованных групп достигших 4 стадии развития. Вероятнее всего это связано с различными подходами к пониманию второго значения термина коллектив в литературе по педагогике и психологии. В том значении, которое приобрело понятие «коллектив» в педагогической литературе, коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков, среди которых И. П. Подласый выделяет:
1 Общую социально значимую цель,
2 Общую совместную деятельность,
3 Отношение ответственной зависимости (специфические отношения, связанные с переживаниями по поводу совместной деятельности и её оценкой).
4 Общий выборный руководящий орган.
На основании чего И. П. Подласый мог прийти к выводу о том, что ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях[64]
.
В отличие от обычного коллектива, который выделяет Г.А.Андреева учебный коллектив имеет двойственную структуру: во–первых он является объектом и результатом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов, организационную структуру и т.д.); во-вторых, учебный коллектив – это относительно самостоятельное развивающееся явление, которое починяется особым социально – психологическим закономерностям.
С учётом того, что ученический коллектив, как правило, насчитывает более 25 человек его нельзя отнести к малой группе[65], а значит, он не занимает место, которое отвела обычному коллективу Г.А.Андреева[66]. В соответствии с её классификацией можно разве что сократить возможное количество групп, к которым можно отнести ученический коллектив. Как уже выше упоминалось, он не относится к условным группам, поэтому коллектив представляет собой реальную группу, а значит, представляющую собой, существующее объединение людей, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Далее классифицирование усложняется. Но, с учётом того, что в большинстве случаев состав учеников в стандартных школьных классах складываются независимо от воли кого-либо, их можно отнести к естественным группам. Далее же стандартный школьный ученический коллектив в силу своей специфики обладает как чертами малой, так и чертами большой группы и поэтому отнесение его к одной их этих групп может быть ошибочным и возможно лишь в частных случаях.