Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя.
В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:
1. Проектирование.
· формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;
· планирование учебного курса с учетом поставленных целей;
· учет этапов формирования умственных целей;
· предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.
2. Конструирование.
· отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;
· подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;
· выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;
· планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;
· разработка заданий для самостоятельной работы студентов;
· выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.
3. Организация
· организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;
· использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;
· организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;
· применение ТСО при передаче информации;
· ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;
· создание тестов по читаемому курсу;
· изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.
4. Социально-психологическое регулирование.
· стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;
· дисциплинирование студентов;
· установление обстановки сотрудничества;
· оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;
· конструктивное решение конфликтов;
· управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;
· активизация познавательной деятельности студентов;
· саморегуляция своих психических состояний;
· установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.
В научном исследовании:
· использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;
· формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;
· анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической науки.
Использование компьютера:
· подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;
· обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера;
· разработка сценариев обучающих компьютерных программ;
· разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.[8]
Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, чем труд учителя средней школы, кроме педагогической, она включает в себя и научно-исследовательскую сторону, которая также требует наличия специальных способностей.