Структура профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

В процессе реализации функций педагогической деятельности решаются следующие группы задач:

1. Проектирование.

· формирование и конкретизация целей учебного курса с учетом требований, предъявляемых педагогической деятельностью;

· планирование учебного курса с учетом поставленных целей;

· учет этапов формирования умственных целей;

· предвидение возможных затруднений у студентов при изучении курса и путей их преодоления.

2. Конструирование.

· отбор материала для данного занятия с учетом способностей студенческой аудитории к его восприятию;

· подбор и разработка системы заданий и задач, исходя из поставленных целей;

· выбор рациональной структуры занятий в зависимости от цели, содержания и уровня развития студентов;

· планирование содержания занятий с учетом межпредметных связей;

· разработка заданий для самостоятельной работы студентов;

· выбор системы оценки и контроля обучаемости студентов.

3. Организация

· организация активных форм обучения: дискуссий, деловых игр, тренингов;

· использование педагогических методов, адекватных данной ситуации;

· организация самостоятельного изучения учебного предмета студентами;

· применение ТСО при передаче информации;

· ясное изложение материала, выделение ключевых понятий, закономерностей, построение обобщающих выводов;

· создание тестов по читаемому курсу;

· изложение отобранного материала в виде проблемной лекции.

4. Социально-психологическое регулирование.

· стимулирование студентов к постановке вопросов, проведению дискуссий;

· дисциплинирование студентов;

· установление обстановки сотрудничества;

· оценка уровня развития группы, определение ее лидеров и неформальной структуры;

· конструктивное решение конфликтов;

· управление психологическим состоянием субъектов педагогического воздействия;

· активизация познавательной деятельности студентов;

· саморегуляция своих психических состояний;

· установление и поддержка деловых отношений с коллегами, студентами, администрацией.

В научном исследовании:

· использование методик психолого-педагогического исследования способов обобщения и оформления результатов;

· формулирование выводов и требований к изложению собственных методик преподавания;

· анализ деятельности коллег на основании достижений психолого-педагогической науки.

Использование компьютера:

· подготовка докладов и статей с помощью персонального компьютера;

· обработка результатов психолого-педагогических и естественно-технических измерений с помощью компьютера;

· разработка сценариев обучающих компьютерных программ;

· разработка сценариев контролирующих компьютерных программ.[8]

Таким образом, деятельность преподавателя вуза разнообразна, чем труд учителя средней школы, кроме педагогической, она включает в себя и научно-исследовательскую сторону, которая также требует наличия специальных способностей.

Перейти на страницу: 1 2